
Содержание номера "История и педагогика естествознания" № 1-2 · 2021
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.4
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-5-10
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ БАКАЛАВРИАТОМ И МАГИСТРАТУРОЙ (С. 5-10)
Григорьева М.В., Багнавец Н.Л., Белопухов С.Л.
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 127550, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8140-3538, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5272-5236, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4473-4466, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлена система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), реализуемая в ходе образовательного процесса по химическим дисциплинам как компонент системы преемственности бакалавриат-магистратура-аспирантура с целью формирования у студентов исследовательских компетенций. Начиная с первых дней обучения в вузе последовательно и целенаправленно осуществляется процесс формирования исследовательских умений при изучении химических дисциплин. На дисциплинах первого курса формируются умения работать с химическими реактивами и приборами, готовить растворы заданной концентрации (на профильном контекстном материале). В ходе изучения дисциплины «Физическая химия» при выполнении системы заданий УИРС формируются умения ставить цель исследования, определять план и методику исследования, осуществлять исследовательский эксперимент, пользоваться физико-химическими приборами, осуществлять оценочно-рефлексивную деятельность, делать выводы и заключения по исследованию, выступать с устным докладом о результатах исследования. Далее обучающиеся совершенствуют, углубляют и закрепляют исследовательские умения в ходе участия в научно-исследовательских и инновационных проектах и выполнении собственных проектов. В статье представлены примеры заданий УИРС.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебно-исследовательская деятельность, преподавание химических дисциплин, исследовательские компетенции, исследовательское мышление, обеспечение преемственности в системе бакалавриат-магистратура-аспирантура.
Для цитирования: Григорьева М.В., Багнавец Н.Л., Белопухов С.Л. Учебно-исследовательская работа студентов как компонент системы преемственности между бакалавриатом и магистратурой // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 5-10 .
УДК 159.9.072
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-11-13
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И КОНФЛИКТНОСТИ (С. 11-13)
Абдуллина Л.Б., Косцова С.А., Ишкильдина З.К., Саттарова Л.С.
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5898-9814, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6822-0569, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0098-4508, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2213-8276, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены взаимосвязи стиля родительского воспитания и конфликтности у подростков, вызванные рядом причин. Во-первых, «конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований». Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон, следовательно, постоянно проявляется нечто новое, еще не изученное. Во-вторых, несмотря на то что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о взаимосвязи воспитательных принципов каждого из родителей на уровень конфликтности и агрессивности подростка. Ребенок воспитывается многими обстоятельствами, при этом он находится в непосредственной близости с родителями с самого рождения, во внутреннем контакте с ними – и такое взаимодействие всегда отражается на последующем его развитии. Поэтому родительское воспитание имеет свое значение: в процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям, отношение к окружающим людям. Результаты экспериментального исследования выявили, что конфликтность – это психологическая готовность и склонность личности к созданию конфликтной ситуации, это свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты. А подростковый возраст – это период полового созревания, гормональной бури, что влияет на характер трудностей в поведении подростков (эмоционально нестабилен, возбудим, повышеyно чувствителен), и, как правило, появляются черты, ведущие к асоциальному поведению, например конфликтности. Большую роль играет в этом вопросе и стратегия семейного воспитания – например если родители предпочитают авторитетный стиль воспитания, в котором поддерживается равновесие между контролем со стороны взрослых и детской независимостью, то и дети будут менее агрессивны, менее конфликтны, больше уверены в себе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подросток, семейное воспитание, конфликт, стиль семейного воспитания, пубертатный период.
Для цитирования: Абдуллина Л.Б., Косцова С.А., Ишкильдина З.К., Саттарова Л.С. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и конфликтности // История и педагогика естествознания. 2021. № 1. С. 11-13.
УДК 378.1
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-14-17
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ И ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (С. 14-17)
Ахтямов Э.К.1, Шаммазов А.М.1, Гусейнова С.Н.1, Шемяков А.О.2
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: erik-Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье проводится идея о связи математики с естественно-научными и инженерно-техническими решениями. Раскрыты возможности математики в прогнозировании природных химических процессов и использовании прогнозов в целях достижения практических инженерных результатов. Математическое моделирование рассматривается как важнейшая форма осмысления, объяснения и оптимизации исследовательских и производственных процессов в их взаимосвязи и развития на математической основе современного моделирующего научного мышления специалистов и студентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: математизация образования, математическое моделирование, квантовая химия, время, свойства объекта, изменения, расчеты в исследованиях, процессы производства, компьютеры и компьютерное обеспечение.
Для цитирования: Ахтямов Э.К., Шаммазов А.М., Гусейнова С.Н., Шемяков А.О. Математическое моделирование в химико- технологических процессах и подготовке инженеров: история и современность // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 14-17.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту 19-29-07471 мк.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК: 665.765
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-18-22
ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАСЛЯНОГО ПРОИЗВОДСТВА (С. 18-22)
Мухаметзянов И.З.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062,
г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5312-2939, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы зарождения и становления производства моторных масел в России. Проанализированы и показаны основные этапы производства моторных масел в период с начала XX века и до нынешних дней. Детально исследованы все производственные процессы по получению масел на различных заводах, выделены особенности производства, применяемые технологии и технологическое оборудование. Показаны современные методы производства моторных масел, выделены тенденции развития существующих способов производства масел. Обобщены и выделены основные этапы отечественного становления и развития производства масел. Выявлены тенденции дальнейшего развития отечественного производства масел.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смазочные и моторные масла, этапы развития отечественного производства масел, технологическая схема, масляные дистилляты, эксплуатационные свойства.
Для цитирования: Мухаметзянов И.З. Зарождение и становление отечественного масляного производства // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 18-22.
УДК 501
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-23-26
ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПОЭЗИИ М.В. ЛОМОНОСОВА (С. 23-26)
Овчаров А.В., Бетеньков Ф.М.
Алтайский государственный педагогический университет, 656031, г. Барнаул, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7915-2554, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9027-5408, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено научное наследие Михаила Васильевича Ломоносова и отражение естественных знаний в его поэзии. Показано как неразрывное единство и взаимное дополнение физики и лирики в трудах Ломоносова обогащают возможности восприятия естественно-научной картины мира. Для большей части людей планеты имя М.В. Ломоносова связано с открытиями в разных областях знания. В статье показана связь научной деятельности этого ученого с поэзией, в которой наиболее ярко отражен его гений. Подтверждением гениальности М.В. Ломоносова является тот факт, что уже более 300 лет многие его открытия лежат в основе современных научных теорий в разных областях знания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Михаил Васильевич Ломоносов, 310 лет со дня рождения, отражение научной деятельности в поэзии.
Для цитирования: Овчаров А.В., Бетеньков Ф.М. Вопросы естествознания в поэзии М.В. Ломоносова // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 23-26.
УДК 37.013
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-27-33
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ МЫСЛИТЕЛЯ-ГУМАНИСТА МЕЛЕТИЯ СМОТРИЦКОГО (С. 27-33)
Грохольская О.Г.
Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В данной статье продолжено рассмотрение, начатое в публикациях О.Г. Грохольской («Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019), «Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого» (2020) и др.), особенностей развития отечественного просвещения и педагогической мысли. Вниманию читателей представлено научно-педагогическое наследие, опыт просветительской и педагогической работы известного деятеля русской, белорусской и украинской культур ХVI-XVII веков Мелетия Смотрицкого. С позиций актуализации идей педагога и роли его просветительской деятельности для славянского мира рассмотрены возможности созидательного влияния наследия ученого, педагога, филолога-славяниста на развитие обновленного образовательного пространства сегодня.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-педагогическое наследие, ретроспективный взгляд, образование, обучение, просветительская деятельность, педагогический опыт, религия, литературная полемика, культура, славянские традиции, грамматика, старославянский язык, воспитание, нравственность, братские школы, педагог.
Для цитирования: Грохольская О.Г. Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 27-33.
УДК 377.5
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-34-39
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (С. 34-39)
Павлидис В.Д.1, Павлидис С.Б.2
1Институт управления рисками и комплексной безопасности, Оренбургский государственный аграрный университет, 460014, Оренбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6967-9478, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный геолого-разведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ), 117997, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7660-647X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению процесса формирования системы среднего технического образования России в конце XIX – начале XX века. В работе рассмотрены социально-экономические, общественно-педагогические условия реформирования системы профессионального образования в указанный период; выделены основные тенденции в его развитии; определены факторы, влияющие на содержание образования в средних технических учреждениях, сформулированы основные принципы их организации и функционирования. Базой исследований послужили архивные материалы различных учебных округов. Анализ исторического опыта развития среднего профессионального образования в нашей стране позволяет определить основные направления модернизации специального среднего образования, которые будут способствовать адаптации их выпускников к быстро изменяющимся условиям рынка труда.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, развитие, система среднего профессионального образования, модернизация, среднее техническое образование.
Для цитирования: Павлидис В.Д., Павлидис С.Б. Формирование системы
среднего технического образования в конце XIX - начале XX века // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 34-39.
УДК 004
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-40-44
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ В СССР (РОССИИ) (С. 40-44)
Хасанов И.И.1, Шакиров Р.А.2, Бахтиёр Н.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Новойл», 450037, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены этапы развития технологий транспорта и хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ). Отмечается важность применения СУГ в газовой отрасли СССР и России. Приводится сравнительная характеристика, отражающая совершенствование методов транспорта и хранения СУГ с начала 1960-х годов с состоянием на 2010-е годы. Сделан вывод о значимости развития производства сжиженных природных газов в связи с расширением области их применения и рассмотрением СУГ как объекта взаимодействия в экономических отношениях между Россией и другими странами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сжиженные углеводородные газы, пропан, бутан, транспорт, хранение, вагоны-цистерны, резервуары.
Для цитирования: Хасанов И.И., Шакиров Р.А., Бахтиёр Н. Развитие технологий транспорта и хранения сжиженных углеводородных газов в СССР (России) // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 40–44.
УДК 622.691.24
DOI:10.24411/0131-4270-2021-1-2-45-48
РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ (С. 45-48)
Токаренко А.В., Валеев А.Р., Мастобаев Б.Н.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается становление метода последовательной перекачки нефтепродуктов в трубопроводном транспорте. Проведено сопоставление развития данного метода в СССР и США, отмечены ключевые моменты в строительстве нефтепродуктопроводов и применении последовательной перекачки. Рассмотрены крупнейшие трубопроводные системы, реализующие данный метод перекачки. Определены причины интенсивного применения последовательной перекачки в середине XX века и последующие причины уменьшения ее популярности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефтепродукты, последовательная перекачка, нефтепродуктопровод, трубопроводная система, трубопроводный транспорт, история трубопроводного транспорта.
Для цитирования: Токаренко А.В., Валеев А.Р., Мастобаев Б.Н. Развитие трубопроводного транспорта нефтепродуктов методом последовательной перекачки // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 45–48.
УДК: 665.7.038.1
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-49-52
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ (С. 49-52)
Мухаметзянов И.З.1, Колчина Г.Ю.2
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5312-2939, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается зарождение, становление и развитие производства присадок к моторным маслам в России и за рубежом. Проанализированы и показаны основные этапы синтеза и производства присадок к моторным маслам. Подробно исследовано развитие способов изменения свойств присадок химическими методами. Выявлены зависимости процессов синтеза присадок от промышленных потребностей и требований к свойствам присадок. Выявлена закономерность, по которой можно судить о том, что развитие синтеза присадок зависит от требования производителей двигателей по обеспечению различных свойств присадок. Обозначены тенденции дальнейшего развития производства присадок к моторным маслам, заключающиеся в совершенствовании и модернизации пакетного способа производства присадок в виде композиции различных смазочных материалов и развитии каскадного принципа получения присадок.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: присадки к моторным маслам, синтез присадок, свойства присадок, моторостроение, пакеты присадок, каскадный принцип получения присадок.
Для цитирования: Мухаметзянов И.З., Колчина Г.Ю. История создания и производства присадок к моторным маслам // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 49–52.
УДК 622.692
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-53-57
СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ РЕЗЕРВУАРОВ НАЧАЛА XX ВЕКА В РОССИИ И СССР (С. 53-57)
Щурова Е.В.1, Крысь А.О.2, Колчин А.В.2, Мастобаев Б.Н.2
1ПАО «Транснефть»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6581-0045, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные этапы развития конструкций резервуаров до середины 30-х годов ХХ столетия. Значительное внимание уделено вкладу выдающегося ученого-инженера В.Г. Шухова. Проведено обобщение информации о типах применяемых резервуаров и рекомендаций к их эксплуатации. В статье кратко изложены методы и научно-технические идеи, применяемые до середины 30-х годов ХХ столетия при проектировании и сооружении резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резервуар, резервуар вертикальный стальной, нефть, нефтепродукты, проектирование.
Для цитирования: Щурова Е.В., Крысь А.О., Колчин А.В., Мастобаев Б.Н. Становление конструкций резервуаров начала XX века в России и СССР // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 53–57.
УДК 622.692.4.053
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-58-63
СТАНОВЛЕНИЕ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА ПРИРОДНОГО ГАЗА В СССР (С. 58-63)
Хасанов И.И.1, Шакиров Р.А.2
1Уфимский государственный нефтяной технический университет,450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Новойл», 450037, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Авторами статьи проведен анализ становления освоения газовых месторождений на территории СССР и истории экспорта природного газа зарубежным потребителям. Рассмотрены ключевые этапы становления газдобывающей отрасли, повлиявшей на развитие инфраструктуры магистрального транспорта газа и газоснабжения городов и поселков страны. Отдельное внимание уделено производству сжиженного углеводородного газа, который с середины XX века являлся источником газоснабжения многих городов СССР. Авторы делают вывод о высокой значимости накопленного опыта в текущем положении России на мировом рынке производства и транспорта газа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: природный газ, магистральный газопровод, экспорт газа, сжиженный углеводородный газ, газоснабжение.
Для цитирования: Хасанов И.И., Шакиров Р.А. Становление добычи и транспорта природного газа в СССР // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 58–63.
УДК 930:001 (470)
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-64-75
ПОЛИТЕХНИКИ – ЧЛЕНЫ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ (С. 64-75)
А.И. Демидов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, Россия,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2627-489Х, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья, посвящена вкладу ученых-политехников в работу Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), которая была организована в тяжелые для страны годы, в период Первой мировой войны. Организаторами комиссии были патриоты нашей Родины – академики Российской академии наук: В.И. Вернадский, А.П. Карпинский, Б.Б. Голицын, Н.С. Курнаков и Н.И. Андрусов. В задачу комиссии входила срочная мобилизация природных сырьевых ресурсов страны для нужд обороны, помощь в решении вопросов, представляющих наибольший интерес для обороны государства. Шесть политехников вошли в состав комиссии, среди них пять человек были представителями металлургического отделения: профессор А.А. Байков, профессор В.Е. Грум-Гржимайло, ассистент С.Ф. Жемчужный, академик Н.С. Курнаков, член-корреспондент Ф.Ю. Левинсон- Лессинг и представитель экономического отделения профессор Н.Д. Зелинский.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политехники, комиссия, естественные производительные силы, Академия наук.
Для цитирования: Демидов А.И. Политехники – члены Комиссии по изучению естественных производительных сил России // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 64–75.
СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
УДК: 378.147
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-76-82
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ И МАТЕМАТИЗАЦИЯ (С. 76-82)
Мовсумзаде Э.М.1,2, Колчина Г.Ю.3, Пушина Л.А.4, Любимова В.Д.2, Черноглазкин С.Ю.5, Гусейнова С.Н.1, Чуйко Е.В.6, Исаева Т.А.2, Селезнев В.С.2
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
5ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», 119313, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9274-8328, Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
6Государственный университет управления, 109542, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены вопросы основ инженерного образования. Изложены начальные этапы зарождения и становления инженерного дела. Представлены основные значения гуманитаризации как основы гуманитарной составляющей инженерного образования. Показаны различные направления и методы гуманитаризации, что в перспективе определяет гуманитарную составляющую, что позволяет пробиваться в сложной техносфере, открывать пути познания и понимания инженерной специальности, ее задач и вопросов. Проанализированы основные направления подготовки инженерно-технических специалистов по важным разделам: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии и психолого-педагогические навыки. Особенно интересны вопросы начала, становления и развития отраслей производства, что и объясняет интерес к данной отрасли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитаризация, математизация, инженерное образование, отрасль промышленности, вычислительная и компьютерная химия.
Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Пушина Л.А., Любимова В.Д., Черноглазкин С.Ю., Гусейнова С.Н., Чуйко Е.В., Исаева Т.А., Селезнев В.С. Основные составляющие инженерного образования – гуманитаризация и математизация // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 76–82.
УДК. 378.1
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-83-86
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ГУМАНИТАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (С. 83-86)
Ахтямов Э.К.1, Шаммазов А.М.1, Пушина Л.А.2, Любимова В.Д.3, Селезнев В.С.3
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты модельные возможности социальной ориентации инженерного образования, описана роль различных знаний, определяющих развитие активной позиции студента в образовании, включая знания о социальном устройстве производственных процессов, о научных методах деятельности, ее понимания будущим инженером, исследовательской методологии. Подчеркнута особая роль изучения истории специальности для ее оптимального освоения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инженерное образование, социокультурные изменения, модель, кругозор, гуманитарные компетенции, методологические обобщения, история специальности.
Для цитирования: Ахтямов Э.К., Шаммазов А.М., Пушина Л.А., Любимова В.Д., Селезнев В.С. Инженерное образование: гуманитарное моделирование // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 83–86.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
УДК 34.025
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-87-89
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ: ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (С. 87-89)
Ю.Б. Козлова
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9771-8267, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются возможности и тенденции применения существующих законов Российской Федерации к рекламе в интернете, распознавания ненадлежащей рекламы, предупреждения негативного воздействия сетевых материалов на психику человека и, как следствие, возникновения рискованных социально-психологических ситуаций, освещается проблема привлечения нарушителей рекламного законодательства Российской Федерации к ответственности
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информация, интернет-реклама, социально-психологические риски, манипулятивное воздействие, рекламное законодательство, целевые аудитории, канал продвижения.
Для цитирования: Козлова Ю.Б. Реклама в интернете: правовые и психологические проблемы // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 87–89.
ХОЧУ СКАЗАТЬ…
DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-90
НУЖНЫ ЛИ НАМ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ (С. 90)
Александр Мастобаев
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Уфы
Школа № 114, 450098, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ (С. 91-92)