
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №1 · 2020
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ВЫМЫСЕЛ, ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? (С. 5-16)
И.М. Орешников, Т.И. Шкерина
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», 119313, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье осуществлен философский, аксиологический анализ феномена современной российской научно-технической интеллигенции, выявлены ее сущность, структура, социальные функции, место и роль в научно-техническом прогрессе и социокультурной жизни страны. Кроме того, обоснована концепция, согласно которой гуманизация современной науки, техники и технологии, научной, инженерной и педагогической деятельности, жизнедеятельности человеческого рода – это судьбоносный адекватный ответ на вызовы XXI столетия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, аксиология, наука, техника, технология, научно-техническая интеллигенция, научная, инженерная и техническая деятельность, педагогическая деятельность, глобальный кризис, культурно-гуманистическая парадигма, ценности, гуманитарная культура, профессиональная этика, человечество.
Для цитирования: Орешников И.М., Шкерина Т.И. Современная российская научно-техническая интеллигенция: вымысел, желаемый образ или реальность? // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 5–16.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10101
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИТАРНЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МАГИСТЕРСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (С. 17-20)
Колчина Г.Ю.1, Полетаева О.Ю.2, Мовсум-заде Н.Ч.3, Пушина Л.А.4, Бахтина А.Ю.2, Мовсумзаде Э.М.2,5
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9602-0051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-135, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Институт информационных технологий НАН Азербайджана, AZ1141, г. Баку, Азербайджанская Республика
4Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
5Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В данной статье анализируются особенности организации магистратуры в вузе. Отмечается, что при реализации магистерской программы необходимо объединение гуманитарного и негуманитарного знания в содержании инженерного образования на всем протяжении подготовки специалистов, что позволит повысить уровень качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе системных знаний предметного характера и сочетания передовых инновационных технологий с научно-практической деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: направление подготовки, магистратура, высшее образование, математизация, гуманитаризация.
Для цитирования: Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Пушина Л.А., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Гуманитарные и математические научные направления в магистерском образовательном процессе // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 17–20.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10102
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-074071 мк.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИЗАЙНА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (С. 21-23)
Г.З. Спектор1, В.К. Господарева2
1Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 125080, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены особенности формирования социальной ответственности студентов-дизайнеров как значимого
профессионального качества личности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная ответственность, дизайн, профессиональное обучение, развитие личности студентов.
Для цитирования: Спектор Г.З., Господарева В.К. Социальная ответственность дизайна как педагогическая проблема // История и
педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 21–23.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10103
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКА ДИАЛОГА И ПЕРЕГОВОРОВ (С. 24-28)
Я. Амер
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, г. Казань, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Наука диалога, а также социальных и политических переговоров сегодня стала одной из важнейших наук, которыми интересуются специалисты таких областей, как социология, лингвистика, психология и международные отношения. Цель данного исследования – представить, как нужно организовывать и вести диалог, показать и объяснить используемые методы и стратегии, необходимые для общения, понимания друг друга и правильного поведения людей. Незнание этих методов создает проблемы в общении даже на уровне государств. Между тем данные методы не должны быть ограничены использованием только в социальных кругах, поскольку мы нуждаемся в них и в нашей повседневной жизни. Представленное исследование включает объяснительный, описательный и аналитический подход к основным принципам диалога, начиная с объяснения значимости науки о диалоге, рассмотрения теории, стратегий и методов диалога и заканчивая представлением различных типов вопросов, которые чаще всего
используются.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наука диалога, наука переговоров, стратегии и тактика переговоров.
Для цитирования: Амер Я. Стратегии и тактика диалога и переговоров // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 24–28.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10104
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К УЧАСТИЮ В ДИСТАНЦИОННЫХ ОЛИМПИАДАХ (С. 29-32)
А.К. Алексеевнина, Н.С. Буслова
Тюменский государственный университет, 626150,Тобольск, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Олимпиадное движение в современном образовании занимает определенные позиции, являясь общепризнанной формой контроля качества образования. Важным условием организации таких мероприятий является заинтересованность участников и достижимость поставленных перед ними задач. В статье приведено описание состояния и перспективы школьного астрономического образования по стандартам второго поколения. Формирование познавательного интереса в области астрономии и космических технологий неразрывно связано с формированием естественно-научной картины мира и политехническим воспитанием. Астрономия расширяет и углубляет физические знания, демонстрируя их всеобщность и универсальность, именно она способна продемонстрировать, как далеко в пространственно-временном масштабе распространяются наши знания. Одним из способов повышения интереса к астрономии является организация и проведение региональной дистанционной олимпиады по астрономии. Рассмотрены особенности проведения и подготовки к участию в дистанционных олимпиадах по астрономии. Приведены примеры олимпиадных заданий и критерии их оценивания. Описан опыт организации дистанционной региональной олимпиады по астрономии «Зодиак» для школьников и обучающихся среднего профессионального образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: олимпиада, познавательный интерес, дистанционная олимпиада, олимпиадные задачи по астрономии, методика подготовки к участию в олимпиадах по астрономии.
Для цитирования: Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Методика проведения и подготовки к участию в дистанционных олимпиадах // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 29–32.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10105
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ПРОГРЕССУ НА РУБЕЖЕ ХIХ–ХХ ВЕКОВ: ВЕРА VS СКЕПТИЦИЗМ (С. 33-37)
Е.Ю. Казакова-Апкаримова
Институт истории и археологии УрО РАН, 620990, Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Тема прогресса является одной из ключевых и в естествознании, и в гуманитарных науках. Отношение к категории прогресса на протяжении истории заметно эволюционировало в сторону усиления критики и скепсиса. Статья посвящена восприятию идеи прогресса российской общественностью на рубеже ХIХ–ХХ веков. Автор подробно обращается к осмыслению темы прогресса известным ученым Д.И. Менделеевым и его современниками, проводя параллели между естественно-научными представлениями и гуманитарным мировоззрением современников. Исследователь приходит к выводу, что прогресс, связанный в значительной степени с вестернизацией, стал мощным культурно-мировоззренческим вызовом для россиян на рубеже ХIХ–ХХ веков. Передовая общественность осознавала, что оптимальным ответом России на этот вызов современности было сохранение культурно-цивилизационных основ в процессе освоения инноваций и приобщения к достижениям технического прогресса, что необходимо учитывать и в условиях современности. Неоднозначное и амбивалентное отношение современников к этому процессу вело к усилению социокультурного раскола общества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прогресс, культура, инновации, урбанизм, вера, критика, общественность, Д.И. Менделеев, нравственность, вызов и ответ.
Для цитирования: Казакова-Апкаримова Е.Ю. Отношение россиян к прогрессу на рубеже ХIХ–ХХ веков: вера vs скептицизм // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 33–37.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10106
БОРЬБА С ХОЛЕРОЙ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ (1-Я ПОЛОВИНА – СЕРЕДИНА XIX ВЕКА) (С. 38-44)
М.В. Трушин
Казанский федеральный университет, 420008, Казань, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7467-011X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В течение XIX века холера являлась грозным заболеванием во многих российских губерниях, включая и Казанскую. Начиная с 1830 года были приняты значительные меры по предотвращению распространения этой болезни. В статье приводятся методы специальной санитарной обработки помещений, вещей и умерших от холеры людей и животных. Подробно рассматриваются медицинские средства, употребляемые для лечения заболевших. Особое внимание уделено вкладу профессоров медицинского факультета Императорского Казанского университета как в лечение заболевания, так и в исследование причин развития холеры. Делаются выводы о значимости предпринятых противохолерных мероприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: холера, Казанская губерния, Императорский Казанский университет, лечение, профилактика.
Для цитирования: Трушин М.В. Борьба с холерой в Казанской губернии (1-я половина – середина XIX века) // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 38–44.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10107
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ. НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА УРАЛЬСКИХ ГОРНЫХ ТЕХНИКОВ (С. 45-49)
У.П. Ефремова, М.М. Дудина
Екатеринбургская академия современного искусства (институт), 620012, Екатеринбург, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2932-4012, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8284-018X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье ставится проблема изучения возникновения и функционирования профессиональных и научно-технических обществ в России и Уральском регионе. Обосновывается важность изучения этой проблемы для повышения эффективности экономики и возрождения промышленности в стране. Дается исторический анализ появления профессиональных и научно-технических обществ в стране и на Урале в конце XIX – начале XX века. Описывается исторический факт возникновения в Екатеринбурге общества уральских горных техников на базе горного училища. Раскрываются основные виды деятельности этого общества в дореволюционный период. Кратко рассматривается период деятельности общества до момента его закрытия. Дается анализ исторических исследований, направленных на изучение общества уральских горных техников и проблемы, связанные с изучением опыта и особенностей его функционирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные союзы, научно-технические общества, общество уральских горных техников, развитие промышленности, Уральский регион, журнал «Уральский техник», наука и техника Урала.
Для цитирования: Ефремова У.П., Дудина М.М. К проблеме изучения исторического наследия профессиональных и научно-технических обществ в России. На примере Общества уральских горных техников // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 45–49.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10108
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ: ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ (С. 50-56)
С.В. Телешов1, Е.Я. Аршанский2, Т.А. Мирюгина3
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Санкт-Петербурга Школа № 189, 191028, Санкт-Петербург,
Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5186-7446, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, 210038,
г. Витебск, Республика Беларусь
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8848-4051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Тюменский государственный университет, 626150, г. Тобольск, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8430-6802, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Рассмотрены ключевые моменты зарождения и становления методики обучения химии в Российской империи. Выделены основатели химического российского образования. Предложена авторская периодизация методики обучения химии, дан краткий обзор некоторых переводных и отечественных учебников химии и учебников, содержащих сведения по химии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история российского химического обучения, учебники химии, периодизация химического образования в России.
Для цитирования: Телешов С.В., Аршанский Е.Я., Мирюгина Т.А. Как зарождалась методика обучения химии: обращение к истокам // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 50–56.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10109
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ МУСУЛЬМАН НА ЖИТЕЛЕЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА (С. 57-65)
С.Н. Алнаддаф
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, г. Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1116-2104, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена изучению истории средневековой Европы с арабо-мусульманской точки зрения – главным образом с опорой на записи арабских путешественников и труды историков и географов, – а также трансформации этой точки зрения на разных этапах в результате многих взаимодействующих факторов, столкновений и событий между двумя сторонами, которые в итоге позволили составить образ совершенно иного европейца. Актуальность исследования не ограничивается изучением истории Европы в представлении арабо-мусульман на определенном этапе и не включает подробности событий, которые мы находим только в арабских текстах, относящихся к этому периоду. Эта работа может служить дополнением самой арабо-мусульманской истории, потому что в ней освещается культурная составляющая и происхождение средневековых арабо-мусульман, механизм мышления и ментальности, а также оценки истории других народов и цивилизаций, особенно Европы. Все это повышает историческую осведомленность о психосоциальном состоянии средневековых арабов. Мы можем детально предположить, каким был образ европейских обществ в Средние века в представлении арабов-мусульман, основываясь на изучении различных арабских источников, и прийти к выводу о том, в какой степени эти труды отражают истинную картину истории европейских обществ в Средние века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образ иного европейца, арабские путешественники, исламская арабская перспектива, Крестовые походы, европейская история, Средние века.
Для цитирования: Алнаддаф С.Н. Формирование взглядов мусульман в отношении Европы в Средние века // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 57–65.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10110
ХОЧУ СКАЗАТЬ…
...О ТОМ, ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В НАШЕЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 66)
Александр Мастобаев
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Уфы
Школа № 114, 450098, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10111