
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №3 · 2019
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ КУРСА «ОБЩАЯ ХИМИЯ» (С. 5-10)
Э.М. Мовсумзаде1,2, Г.Ю. Колчина3, О.Ю. Полетаева1, Э.Х. Каримов4
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-135, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9602-0051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
3 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4 Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке, 453118, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4224-4586, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены основные направления возможностей современного представления курса классических предметов. Предлагается ведение курса «Общая химия» основывать на характеристике наиболее популярных, воспринимаемых и основных элементах, окружающих нашу жизнь.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общая химия, химические и физические процессы, вещество, естествознание, кислород, водород, физическое тело.
Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Каримов Э.Х. Некоторые практические возможности современного изложения курса «Общая химия» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 5–10.
DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10301
АДАПТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ХИМИИ: УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ «К ИСТОРИИ ЛАБОРАТОРНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ» (С. 11-13)
Е.А. Баум
Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Повышение требований к подготовке будущих специалистов в области химии стимулирует преподавателей использовать разнообразные образовательные технологии с целью обеспечения интереса студентов к предмету изучения. В статье описывается опыт автора по созданию первого российского учебного фильма по истории химического инструментария. Отмечается эффективность применения данного визуального контента для улучшения усвоения учебного материала при чтении курсов по истории и методологии химии в университетах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история химии, учебный фильм, химический инструментарий.
Для цитирования: Баум Е.А. Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 11–13.
DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10303
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗЕ (С. 14-17)
И.В. Арановская, Г.Г. Сибирякова, Г.Б. Двойнина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400060, Волгоград, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена специфика музыкально-исполнительской компетентности как основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе. Раскрыта сущность интерпретации музыкального текста как локуса, репрезентирующего творческий потенциал музыкально-исполнительской деятельности будущих педагогов-музыкантов. Определены условия, при которых исполнительско-интерпретаторское творчество будущих педагогов-музыкантов может рассматриваться в качестве ведущего механизма формирования их музыкально-исполнительской компетентности. Обоснованы возможности дисциплины «Ансамблевое инструментальное исполнительство» в аспекте формирования музыкально-исполнительской компетентности будущих
педагогов-музыкантов в вузе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход, профессиональная компетентность педагогов-музыкантов, музыкально-исполнительская компетентность педагогов-музыкантов, музыкально-исполнительская деятельность, интерпретация музыкального текста, ансамблевое инструментальное исполнительство.
Для цитирования: Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 14–17.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10303
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО-ПРИРОДА» (С. 18-21)
А.К. Ахмадиев, Е.А. Зевелева, Л.К. Казакова, С.В. Лепилин, Н.М. Третьякова
Российский государственный геолого-разведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассматриваются некоторые фундаментальные противоречия современного мироустройства, приводящие к экологическому кризису, а также роль экологического образованияи просвещения в его преодолении в свете положений концепции устойчивого развития. Рассматриваются эволюция идей и этапы развития этой концепции. Цели, принципы и задачи устойчивого развития в статье увязываются с задачами гуманитаризации и экологизации образования. Подчеркивается роль экологического образования и просвещения в преодолении возникших экологических проблем. Рассматриваются вопросы соотношения концепции устойчивого развития и идеи коэволюции природы и человека, анализируются некоторые тезисы Римского клуба. Делается вывод, что при определенной доработке концепция устойчивого развития будет способствовать разрешению противоречий между природой и человеком.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивое развитие, экологическое образование и просвещение, экологическое мировоззрение, гуманитаризация образования, техносфера, цели устойчивого развития, культ массового потребления, алармизм, коэволюция природы и человека, Римский клуб.
Для цитирования: Ахмадиев А.К., Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. Образование как основа гармонизации отношений в системе «человек–общество–природа» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 18–21.
DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10304
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
АДДИТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗБИЕНИЙ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ П.А. МАКМАГОНА (С. 22-26)
Н.Н. Белокопытова, Н.С. Гласман
Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 655000, г. Абакан, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6115-1414, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1926-1430, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Цель статьи – оценить вклад в развитие аддитивной теории разбиений натурального числа П.А. МакМагона. Одной из наименее изученных с точки зрения истории ветвей математики является комбинаторный анализ, внутри которого рассматривается аддитивная теория разбиений натурального числа. Ее главная задача – ответить на вопрос: сколькими способами может быть представлено натуральное число n суммы в виде суммы таких же слагаемых? Кажущаяся простота формулировки этой задачи всегда привлекала к себе внимание исследователей. Ее решали выдающиеся ученые XVIII–XIX веков: Л. Эйлер, А. Кэли, Дж. Дж. Сильвестр и др., применявшие в основном производящие функции. П.А. МакМагон попытался построить общую комбинаторную доктрину, которая оказалась в основном общей теорией разбиений, построенных в терминах симметрических функций и направленной преимущественно на решение перечислительных задач. Статья может быть интересна исследователям в области комбинаторного анализа, историкам науки и всем, кто интересуется математикой.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история математики, комбинаторный анализ, аддитивная теория разбиений, разбиение натурального числа, П.А. МакМагон.
Для цитирования: Белокопытова Н.Н., Гласман Н.С. Аддитивная теория разбиений в научном наследии П.А. МакМагона // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 22–26.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10305
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА НЕФТЕПРОМЫСЛОВОЙ ГЕОФИЗИКИ (С. 27-32)
Р.Я. Адиев1, А.А. Никитина2, И.Я. Адиев2, Л.М. Фархутдинова3, А.С. Беляева2
1 АО «Башнефтегеофизика», 450077, г. Уфа, Россия
2 АО НПФ «Геофизика», 450005, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1184-1107, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3 Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве, 450006, г. Уфа, Россия
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены предпосылки создания, история становления и развития АО НПФ «Геофизика», образованного в 1970 году как Всесоюзного научно-исследовательского института нефтепромысловой геофизики (головного института Министерства нефтедобывающей промышленности СССР) с целью решения вопроса о техническом и методическом перевооружении всей промыслово-геофизической службы нефтегазовой промышленности. Авторами предложена периодизация развития института, основанная на выявлении магистральных направлений функционирования предприятия: I этап (1970–1973) – разработка современной техники и технологии для геофизических исследований скважин (ГИС); II этап (1973–1991) – функционирование в качестве научно-
технического центра отечественной геофизики с широким спектром задач, включая метрологию и стандартизацию в области ГИС; III этап (1991–2000) – наращивание объемов приборостроения; IV этап (2000 г. – н.в.) – разработка и производство высокотехнологичной, наукоемкой геофизической техники и технологий для исследования нефтяных и газовых скважин.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВНИИнефтепромгеофизика, АО НПФ «Геофизика», периодизация, геофизическое приборостроение, ГИС.
Для цитирования: Адиев Р.Я., Никитина А.А., Адиев И.Я., Фархутдинова Л.М., Беляева А.С. История становления и развития Всесоюзного научно-исследовательского института нефтепромысловой геофизики // История и педагогика естествознания. 2019.
№ 3. С. 27–32.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10306
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ БУРЕНИЯ СКВАЖИН В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (С. 33-39)
И.А. Четвертнева1, Г.А. Тептерева2, С.Ю. Шавшукова2
1 ООО «Сервисный Центр СБМ», 119330, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6798-0205, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2328-6761, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ исторических фактов, посвященных развитию технических приспособлений, позволяющих сделать процесс бурения более технологичным, приведены факты и примеры усовершенствования конструкционных элементов и конструкций буровых станков и систем от ударных к вращательным. Показаны и обоснованы причины многолетних расхождений специалистов России и США в вопросах бурения роторным или турбинным методом. Рассмотрены достоинства и недостатки технологий. Дан краткий обзор термических, плазменных и других перспективных на современном этапе методов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ударное бурение, вращательное, роторное, турбобур, наклонное бурение.
Для цитирования: Четвертнева И.А., Тептерева Г.А., Шавшукова С.Ю. Становление и развитие способов бурения скважин в России и за рубежом // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 33–39.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10307
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ В XIX-XXI ВЕКАХ (С. 40-46)
Жуков В.В., Тарасова В.Н., Беспалько С.В.
Российский университет транспорта, 127994, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4960-1416, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-8994, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-6039, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена история развития ведущих брендов детских конструкторов, в том числе анализируется эволюция способов соединения деталей, форм моделей и связей элементов, а также подходы к обучению детей основам конструирования. Представлены по степени усложнения блочное (с середины XIX века), модульное, резьбовое (с конца XIX века), каркасно-щелевое и каркасно-стержневое (с начала XX века), в том числе с магнитами и каркасно-рамочное соединения (с конца XX - начала XXI века); объемное соединение при помощи магнитного поля с учетом влияния физических законов и технических решений. Усложнение возможных форм моделей конструкторов связано с появлением новых принципов соединения деталей, с помощью которых расширяются возможности для детского творчества и обучения: на начальных этапах обучения в старшем дошкольном возрасте овладение плоскими фигурами для освоения их симметрии, цвета и формы, для учащихся младшего школьного возраста – развитие пространственного воображения и свобода реализации творческих способностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конструктор, деталь, форма, способ соединения, образовательная деятельность.
Для цитирования: Жуков В.В., Тарасова В.Н., Беспалько С.В. История развития конструирования в XIX–XXI веках // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 40–46.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10308
БАКИНСКИЙ НЕФТЯНОЙ РАЙОН НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВЕКОВ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ИНОСТРАННАЯ ЭКСПАНСИЯ (С. 47-50)
Е.А. Зевелева, С.В. Лепилин
Российский государственный геолого-разведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются историко-экономические факторы и особенности развития российского нефтяного производства на примере промышленного освоения азербайджанского нефтяного района в конце XIX – начале XX века российским и местным азербайджанским капиталом в условиях существенного роста иностранного экономического и военно-политического влияния. Авторы на основе статистических материалов и исторических свидетельств выявили существенные аспекты динамики промышленного освоения азербайджанского нефтяного района в период с отмены арендной системы использования нефтеносных земель в 1872 году до национализации месторождений нефти в ходе Февральской революции 1917 года. А также роль, которую сыграли в этом процессе российский, местный азербайджанский и иностранный промышленный и банковский капитал.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, Каспийский регион, керосин, российский национальный капитал, Правила о нефтяном промысле России 1872 года, иностранные инвестиции, азербайджанские национальные промышленники, властные структуры царской России, жесткая рыночная политика, английский капитал, кризис 1900-1903 годов, рабочие-мусульмане, дискриминация по национальному признаку, русская революция 1905 года.
Для цитирования: Зевелева Е.А., Лепилин С.В. Бакинский нефтяной район на рубеже XIX–XX веков: национальный капитал и иностранная экспансия // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 47–50.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10309