
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №1 · 2019
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (С. 5-8)
С.В. Слинкин1, Э.Ф. Садыкова2, В.В. Клюсова1
1АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», 628012, г. Ханты-Мансийск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2039-0232, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4418-5193, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» , 625000, г.Тюмень, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4298-1383, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается тема предметных затруднений учителей физики, выявленных в результате диагностики обучающихся и педагогов ХМАО – Югры. Выявлены темы, разделы школьного курса физики, и типы заданий, вызывающие наибольшие затруднения у педагогов и обучающихся. Проведено сопоставление между уровнями предметной подготовки педагогов и обучающихся по материалам государственной итоговой аттестации основного общего и среднего общего образования. Полученные данные говорят о наличии проблемных областей в предметных знаниях и учителей, и обучающихся, на которые следует обратить особое внимание при построении индивидуальных траекторий повышения квалификации учителей физики. Также обсуждаются вопросы повышения эффективности предметной и методической подготовки студентов педагогических вузов – будущих учителей физики. Особое внимание уделяется вопросу усиления компетентностной составляющей содержания физического образования, практико-ориентированной подготовки, умению решения качественных и олимпиадных задач по физике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценивание и аттестация, контроль качества, государственная итоговая аттестация выпускников, единый государственный экзамен, профессиональные компетенции, предметные затруднения педагогов, педагогическое образование, методика обучения физике.
Для цитирования:
Слинкин С.В., Садыкова Э.Ф., Клюсова В.В. Предметные затруднения учителей физики и возможные пути повышения профессиональной компетентности // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 5 - 8.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10101
ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЭРОБНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ (С. 9-12)
Н.Г. Рагимова, Н.А. Мусаева, В.А. Адигезалова, Г.Д. Юсифов
Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта, AZ1072, Баку, Азербайджан
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Исследованы функциональная работоспособность по тесту Руффье и психоэмоциональный статус по тесту Люшера студентов-спортсменов Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта (Аз ГАФКиС), специализирующихся в разных видах единоборств. Согласно вычисленным значениям индекса теста Руффье, анаэробная работоспособность у большинства спортсменов находится на уровнях выше среднего и среднем. Очевидны коррелятивные отношения между функциональной работоспособностью и спортивной квалификацией. Структурно-динамическая характеристика вегетативного баланса спортсменов указывает на присутствие у них в равной степени как симпатического, так и парасимпатического компонентов вегетативной нервной системы при слабом проявлении состояния стресса и среднем уровне работоспособности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенты-спортсмены, функциональная проба, анаэробная работоспособность, психоэмоциональный статус.
Для цитирования:
Рагимова Н.Г., Мусаева Н.А., Адигезалова В.А., Юсифов Г.Д. Исследование анаэробной производительности и психоэмоционального состояния студентов-единоборцев // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 9 - 12.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10102
ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 13-17)
И.С. Самойленко1,2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Россия
2ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11», 125438, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1584-3302,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности продвижения средних профессиональных учебных заведений в России и за рубежом, определены основные аудитории, на которые направленно продвижение, инструменты и медиа, даны рекомендации по особенностям формирования комплекса продвижения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продвижение, имидж, интернет продвижение, интернет-технологии, маркетинг в социальных медиа, контент маркетинг, социальные сети, движение WorldSkills.
Для цитирования:
Самойленко И.С. Особенности продвижения учреждений среднего профессионального образования // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 13 - 17.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10103
МАТЕМАТИЗАЦИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (С. 18-22)
Э.М. Мовсумзаде1, В.С. Белгородский2, Г.Ю. Колчина3,
О.Ю. Полетаева1, А.О. Шемяков4
1Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9602-0051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина,
117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены вопросы методологии использования различных методов математики в различных технических предметах, а также естественных науках при подготовке специальных проектов. Предложена подготовка инженерных кадров по различным предметам профессионального образования. В настоящий момент происходит изменение стандартов технического образования в России, отказ от узкопрофильности подготовки инженерных кадров, своеобразный гуманитарный, коммуникационный сдвиг в инженерном образовании. Представлены новые направления подготовки специалистов, с возможностью многопрофильного получения образования, основными и важными из которых являются математические возможности базовых дисциплин, гуманитарные составляющие, информационные и цифровые технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитаризация, информационные и цифровые технологии, математизация, моделирование, инженерное многопрофильное образование.
Для цитирования:
Мовсумзаде Э.М., Белгородский В.С., Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Шемяков А.О. Математизация в технических предметах подготовки специалистов // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 18 - 22.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10104
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.К. КРУПСКОЙ (С. 23-29)
О.Г. Грохольская
Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, 119121, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Автором продолжено рассмотрение научно-педагогического наследия отечественных педагогов (публикации О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018) и др.) как педагогического источника новых мыслей, идей, подходов к целям и содержанию образования, которые позволяют дать ему оценку и предложить решение проблем обновления образовательной системы России сегодня. Обозначена важность всевозрастающей роли истории педагогики и образования как важнейшей методологической опоры успешных преобразований в образовательной сфере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, система обучения, воспитание, научно-педагогическое наследие, педагогический процесс, воспитательное пространство, нравственность, духовность, коллектив, политехнизм, учитель, ученик, новая трудовая школа.
Для цитирования:
Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 23 - 29.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10105
ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА (С. 30-33)
Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Н.А. Головнева
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: 0000-0002-5898-9814, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется опыт организации обучения и воспитания в условиях родового строя: его цели и ценности. Рассматриваются особенности социализации молодежи в первобытном обществе. Подчеркивается, что в период становления восточных цивилизаций происходит зарождение педагогической мысли, формируется феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира. Обозначается роль изучения прошлого педагогического опыта в подготовке педагогов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение, воспитание, социализация молодежи в первобытном обществе, культура, история педагогики, подготовка педагогов.
Для цитирования:
Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А. Феномен образования и воспитания в культуре древнейших народов мира // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 30 - 33.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10106
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АППАРАТЫ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОТЕХНИКЕ 1920-30-Х ГГ.: «СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» (С. 34-40)
Н.Ю. Стоюхина1, А.А. Костригин2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, Нижний Новгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9968-7153, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5454-7357, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема создания и применения психологических аппаратов/приборов в советской психотехнике в 1920-1930-х гг. Психотехники занимались профотбором, разрабатывали методы технической пропаганды, рационализировали трудовую деятельность и др. Для решения этих задач советскими психотехниками использовались аппараты. Со стороны советской власти ставилась задача разработки собственных аппаратов, в том числе в целях независимости от Запада. Однако большинство используемых аппаратов было из Германии, что стало одной из причин кадровой чистки Института экспериментальной психологии. Психотехники модифицировали эти аппараты в целях адаптации как к бытовым условиям, так и к целям исследования трудовой деятельности. Несмотря на результативные попытки создания некоторых приборов, в 1933 году пришлось признать, что самостоятельно изготовливать аппаратуру в СССР не получилось.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история психологии, советская психотехника, психологические аппараты, рационализация труда, кадровая чистка.
Для цитирования:
Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Экспериментальные аппараты в советской психотехнике 1920-30-х гг.: «свое» и «чужое» // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 34 - 40.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10107
РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ БУРЕНИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XX СТОЛЕТИЯ (С. 41-44)
Г.А. Тептерева1, С.Ю. Шавшукова1, И.А. Четвертнева2
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ООО «Сервисный Центр СБМ», 119330, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ исторических аспектов зарождения собственно процесса бурения, развития техники и технологии бурения скважин от ударного (ударно-канатного, ударно-штангового) до вращательного (турбинного и роторного) способов. Рассмотрено развитие техники бурения скважин в IX-XIX вв. для добычи воды и рассолов. Проанализированы исторические этапы создания, развития и совершенствования техники и технологии бурения скважин для добычи углеводородов в XIX– первой половине XX века. Приведены имена ученых-конструкторов, внесших значительный вклад в совершенствование конструкций турбобура. Выделены исторические аспекты начала промышленного бурения в России, начала морской добычи углеводородов. Показана важность применения химических реагентов для повышения эффективности процессов бурения и нефтегазодобычи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бурение, скважина, сверление, ударный способ, вращательный способ, турбобур, наклонное бурение.
Для цитирования:
Тептерева Г.А., Шавшукова С.Ю., Четвертнева И.А. Развитие техники и технологии бурения до середины XX столетия // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 41 - 44 .
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10108
РОЖДЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ И ПЕРВЫЕ ТЕСТЕРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ В ГЕРМАНИИ (С. 45-51)
С.Г. Алексеев1, В.В. Смирнов2, Н.М. Барбин2,3
1ООО «Россервис», 620078, г. Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2951-5078, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 620062, г. Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4639-9980, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Институт физических и химических проблем и техносферной безопасности, Уральский государственный аграрный университет, 620075, г. Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6709-4334, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рост числа пожаров и взрывов во второй половине XIX века явился следствием появления на рынке доступного керосина и повсеместного внедрения керосиновых приборов. Это обстоятельство послужило толчком д правительствам разных стран для выработки критериев «безопасного» керосина. В работе рассмотрены история возникновения классификации легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и создания первых приборов для определения температуры вспышки в Германии. Показано, что данная классификация возникла на основе критериев безопасного керосина. Ряд немецких методик и приборов, разработанных в XIX столетии, применяются для определения температуры вспышки до сих пор.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), горючие жидкости (ГЖ), температура вспышки, керосин, прибор, нафтометр.
Для цитирования:
Алексеев С.Г., Смирнов В.В., Барбин Н.М. Рождение немецкой классификации горючих жидкостей и первые тестеры температуры вспышки в Германии // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 45 – 51.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10205