
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №3 · 2017
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ГРАНИЦ (С. 5-12)
А.В. БАРАННИКОВ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, г.н.с.
Научно-методический центр содержания образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ)
(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены организационно-образовательные подходы (формы, методы и виды работы) по выстраиванию активной учебной и самообразовательной деятельности в условиях открытого и мобильного образования (без границ). Показано, как осуществляется межличностное и межорганизационное учебное взаимодействие участников образовательных процессов в новых условиях распределенного и полиресурсного обучения, когда школа перестала быть единственным местом получения образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межличностное и межорганизационное образовательное взаимодействие, открытое и мобильное образование (без границ), интерактивное учение, распределенное образование, активное обучающее окружение, полиресурсное и разнонаправленное образовательное пространство, организационно-образовательные формы и методы обучения, виды и приемы учебной работы, самоорганизация и самообразование.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СТРОИТЕЛЬСТВО» (С. 13-16)
Л.В. СТАРЦЕВА, к.т.н., проф. кафедры строительных конструкций
Э.Р. ЖДАНОВА, магистрант
Т.А. СТРОЕВА, магистрант
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет
(Россия, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Представлены результаты анализа учебных планов инженеров и бакалавров по направлению «Строительство» специальности «Промышленное гражданское строительство» с 1955 года по настоящее время. Исследовались объемы часов аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов (СРС) и общий объем итоговой нагрузки. Кроме того, рассмотрены профессиональные дисциплины, графики учебного процесса и сделаны соответствующие выводы и предложения по организации общих образовательных программ (ООП), которые позволят улучшить качественную подготовку бакалавров с введением новых элементов в организацию учебного процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аспирантура, аттестация, бакалавриат, график учебного процесса, комплексный курсовой проект, магистратура, методический совет, модуль, научно-технический совет, нулевой семестр, учебный план.
ФИЗИКА И МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (С. 17-21)
Т.М. ТКАЧЕВА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики
А.Ф. СМЫК, д.ф.-м.н., доцент, завкафедрой физики
Г.Ю. ТИМОФЕЕВА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Изложены современные тенденции формирования условий для самостоятельной работы студентов. Рассмотрены типы мультимедийных технологий. Интернет-ресурс «ИС-МАДИ: физика», разработанный преподавателями кафедры физики МАДИ, позволяет преподавателю сформировать индивидуальные задания для каждого студента, а студент имеет возможность воспользоваться учебными материалами ресурса: система является и обучающей системой, и контролирующей одновременно. Представлены результаты использования интернет-ресурса «ИС-МАДИ: физика» студентами младших курсов МАДИ. Показано, что благодаря применению этого ресурса у студентов возрастают познавательная мотивация и мотивация достижения. Проведено сравнение результатов выполнения заданий учащимися 1-го и 2-го курсов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа студентов, информационная система «ИС-МАДИ: физика», студентоцентрированные технологии, познавательная мотивация, мотивация достижения.
МАТЕМАТИЗАЦИЯ, ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В МНОГОСТУПЕНЧАТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (С. 22-26)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены проблемы интенсификации процесса обучения. Показаны приоритеты современного технического образования, гарантирующие его высокое качество. Предложено создание в структуре технических высших учебных заведений подразделений специальной подготовки на выпускающих кафедрах, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в кафедры инженерной педагогики. Отмечено, что формирование у студентов знаний, компетенций и ценностей, касающихся социогуманитарных смыслов их будущей деятельности, будет способствовать пониманию того, что их индивидуальная, частная деятельность представляет собой часть общей деятельности коллектива, отрасли, производства и страны в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интенсификация процесса обучения, эффективность учебно-познавательного процесса, гуманитаризация и математизация инженерно-технического образования, информационные технологии.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (С. 27-30)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ)
(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.В. ЛИПАТОВ, педагог-организатор высшей категории
МБОУ гимназия № 11 (Россия, 143987, Московская область, г. Балашиха, Железнодорожный микрорайон, ул. Колхозная, д. 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена деятельности по защите прав участников образовательного процесса как технологии патриотического воспитания молодежи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательный процесс, патриотическое воспитание, уполномоченный по защите прав учащихся, технологии воспитательного процесса.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ЗАРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (С. 31-36)
И.И. ХАСАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Е.А. ЛОГИНОВА, инженер
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные периоды истории вычислительной техники. Рассмотрены основные этапы развития и виды вычислительных устройств. Приведены сведения об основных научных школах и направлениях вычислительной техники. Показан вклад известных ученых и инженеров в создание и совершенствование цифровой электронной вычислительной техники в годы ее становления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-вычислительные системы, вычислительные устройства, аналоговые, цифровые и гибридные средства вычислительной техники.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА БАКИНСКИХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДАХ И СОЗДАНИЕ НА ИХ ОСНОВЕ БАЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ (С. 37-41)
Х.Х. АХМАДОВА, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа
ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Д.В. ШТЕПА, м.н.с. кафедры общей химии
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, химический факультет (Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 3).
Н.Ч. МОВСУМ-ЗАДЕ, к.т.н., н.с.
Институт информационных технологий НАН Азербайджана (Азербайджан, AZ1141, г. Баку, ул. Б. Вахабзаде, д. 9 а).
АННОТАЦИЯ
В статье показано, что в военный период первоочередной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности Азербайджана стало обеспечение нужд фронта. Представлен большой вклад ученых Азербайджана в создание и обеспечение фронта качественным горючим. Представлена историческая хроника реконструкции установок термокрекинга, риформинга и пиролиза для производства продукции, необходимой фронту.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Азербайджан, Баку, бакинские НПЗ, термокрекинг, риформинг, пиролиз, реконструкция, производство толуола и изопропилбензола, бензин, газы термокрекинга.
ТОРЖЕСТВО ДУХА И ТАЛАНТА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.Н. ИПАТЬЕВА (С. 42-47)
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАТЕЙ К ПЕЧАТИ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» (С. 48)