Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №2-2015

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №2 · 2015

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

МОРСКАЯ НЕФТЕДОБЫЧА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (С. 3-8)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д-р хим. наук, профессор, чл.-корр. РАО Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
М.Г. СЕИДБЕЙЛИ, д-р ист. наук Институт истории науки Национальной Академии наук Азербайджанской Республики
Б.Н.МАСТОБАЕВ, д-р техн. наук, профессор Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
Э.Р. БАБАЕВ, канд. хим. наук, Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики. (Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062).
П.Ш. МАМЕДОВА, д-р хим.наук, профессор Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики (Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье дается анализ опыта работы в области технологии, поиска, бурения и добычи нефти в 40-60 гг. ХХ века из морских глубин. Менее столетия понадобилось людям, чтобы освоить не только прибрежную зону, но и выйти в глубокие воды на значительные расстояния от берега и чувствовать там себя достаточно уверенно. Развита научно-технической мысли, направленной на создание разнообразных и надежных технических средств, помогало им в освоении морей и подкрепляло их уверенность при выходе в открытый океан. Первые попытки освоить прибрежную зону в XIX в. закончились неудачно, море не приняло новичков. И все же люди вступили в борьбу с морем, стали отвоевывать части его территории. Этот путь оказала более удачным, и первая нефть в Калифорнии и на Каспии, добытая на морской территории, была достойной платой людям за их настойчивость и упорство. Досталась она тяжело, но дала нефтяникам уверенность, что они на правильном пути.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прибрежная зона, морская нефть, добыча, освоение, бурение, поиск, разведка

ФОРМИРОВАНИЕ И РОЛЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ И НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (С. 9-13)
М.В. ЗАХАРЧЕНКО, инженер I категории, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр-т., д. 65). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена история зарождения нефтегазового комплекса в Оренбургской области: довоенные, военные и послевоенные годы. Большие запасы, выгодное географическое положение, мощная газотранспортная магистраль, наличие в газе Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения многих ценных компонентов предопределили высокую экономическую эффективность добычи нефти и газа. Топливно-энергетический комплекс развивался на основе использования новейших достижений науки и техники. Рост добычи нефти был обусловлен применением новых способов воздействия на пласт для увеличения отбора сырья из недр, внедрения новой техники, передовой технологии, автоматизации и механизации производственных процессов. Основой стабилизации развития нефтяной промышленности является ввод в разработку новых перспективных месторождений и расширение области применения современных методов повышения нефтеотдачи. Технический прогресс в газовой промышленности развивался по следующим основным направлениям: бурение скважин, сокращение цикла строительства скважин и повышение их надежности; ускорение разработки месторождения; повышение степени подготовки газа к транспортировке; увеличение производительности магистрального газопровода; комплексная переработка газа, автоматизация и внедрение АСУ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Оренбуржье, нефтегазовый комплекс, бугурусланские нефтепромыслы, Орский нефтеперерабатывающий завод, Оренбургский газохимический комплекс.

ПРОГНОЗ ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ НА КАМЧАТКЕ (ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 1955-2012 гг.). ЧАСТЬ II. «ПРОПУСКИ ЦЕЛИ», «ЛОЖНЫЕ ТРЕВОГИ» И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ (С. 14-19)
В.В. ИВАНОВ, с.н.с., к.г.-м.н. Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Россия, 68306, г. Петропавловск- Камчатский, бульвар Пийпа, 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В первой части статьи, опубликованной в вып. 1, 2015 г., были проанализированы методы мониторинга и методики прогнозирования извержений вулканов на Камчатке, работа экспертных советов, дана сводка успешных прогнозов за 57 лет (с 1955 по 2012 гг.). Во второй части статьи дан анализ примеров «пропусков цели» и «ложных тревог», дано подробное изложение обстоятельств, связанных с наиболее важными прогнозами. Отмечено большое количество «пропусков цели» и «ложных тревог». Анализируются причины сравнительно низкой эффективности прогнозирования и намечаются возможные пути ее повышения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вулканическое извержение, вулканическая опасность, прогноз извержений, вулканическое землетрясение.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ЛАВКИ ДИНАСТИИ РЯБУШИНСКИХ (С. 20-24)
В.П. БОРИСОВ, доктор технических наук, главный научный сотрудник Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Россия, 109012, Москва, Старопанский пер., д. 1/5)
М.Г. БАЛЫХИН, проректор по инновациям и развитию Московский государственный университет дизайна и технологии (Россия, 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В работе изложены основные этапы зарождения и развития текстильного производства и торговли в России в период с 1802 по 1916 гг. на примере торгово-промышленного дела двух поколений семьи Рябушинских. Представлены основные факты биографии основателя дела М.Я. Денисова-Рябушинского и его сыновей в контексте административно- политической, экономической и технологической ситуации в России XIX - начала XX века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: текстильное производство, мануфактура, хлопчатобумажное производство, льнозаготовка, льнопроизводство, династия Рябушинских.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (С. 25-32)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф., Университет Российской академии образования (Россия, Москва, ул. Большая Полянка, д. 58). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Представлены дидактические идеи прошлого, основные типы организации обучения и акценты развития дидактических систем, выстроенных педагогами-исследователями зарубежных стран, начиная с середины ХVIII до середины ХХ вв. Проведен сопоставительный анализ дидактических систем И. Гербарта, Д. Дьюи, М. Монтессори.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования, социальная система, дидактическая система, ученик, учи- тель, нравственность, обученность, цель обучения, формы обучения, методы обучения.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (С. 33-35)
О.В. РЫЧКОВА, доцент кафедры физики НИТУ «МИСиС и МГГУ» (Россия, 119049, г. Москва, Ленинский пр., д. 6) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены особенности преподавания физики для студентов естественнонаучных специальностей, в частности, горных, направленные на осмысленное применение знаний по физике для объяснения явлений и процессов области предметной подготовки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: горная специальность, физика, преподавание, динамика, гравитационные силы, механика, взрывное дело.

ЦЕННОСТИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (С. 36-40)
Л.А. ПУШИНА, кандидат филологических наук
С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН, кандидат педагогических наук
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена результатам исследования восприятия гуманитарно-ценностных основ инженерно-технической подготовки студентами технических вузов. В статье изложены философско-психологические установки, общие цели и задачи анкетирования, а также анализируются результаты анкетирования студентов университета, выпускающего специалистов для предприятий легкой промышленности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитарные ценности, гуманитаризация, инженерно-техническое образование, восприятие, анкетирование, студенты, легкая промышленность.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ (С. 41-45)
Е.А. ПОРЕЧЕНКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения
А.Ю. ВОЛКОВА, преподаватель кафедры английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1).  E-Mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается значение практического применения аудиовизуальных средств в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов, направленного на формирование коммуникативной компетенции учащихся и всех видов речевой деятельности, а также развитие академических умений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аудиовизуальные средства, естественнонаучные факультеты, не- языковые факультеты, формирование коммуникативной компетенции, виды речевой деятельности.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
ЧАСТЬ I. ИСТОКИ И РАННИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ (С. 46-51)
О.П. ИВАНОВ, к.г.-м.н., вед. науч. сотр.
М.А. ВИННИК, д.п.н., вед. науч. сотр., Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Изучен период перехода научных исследований от редуктивизма и анализа явлений природы к целостному восприятию системных явлений — холизму, благодаря развитию междисциплинарных подходов. Рассмотрен путь изучения проблем нелинейности состояний и взаимодействий систем, т.е. путь к созданию теории динамических систем. Представлена история разработок в области математической теории автоколебаний. Показаны преимущества системного подхода в решении образовательных задач с помощью учебно-исследовательских «Виртуальных лабораторий».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: анализ, редукция, холизм, диссипация, неравновесность, структуры, ячейки Бенара, образование, системный подход

ИСКУССТВО И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ ЩЕДРИН — ПРОФЕССОР ЛАНДШАФТНОГО КЛАССА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (С. 52-56)
С.В. УСАЧЕВА, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств» (Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена педагогической деятельности С.Ф. Щедрина (1745-1804). Один из первых профессоров Императорской Академии художеств, Щедрин являлся бессменным руководителем класса ландшафтной живописи с 1776 по 1804 гг. Цель статьи — рассмотреть этапы деятельности Щедрина в Академии как воспитанника и педагога и показать его роль в сложении типологической структуры пейзажного жанра в отечественном художественном образовании. В статье анализируются особенности методики обучения пейзажистов, в формировании которой Щедрин принял непосредственное участие, прослеживаются судьбы некоторых из его учеников. Делаются выводы о характере композиционной и образной структуры природных видов в академическом искусстве конца XVIII – начала XIX века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Семен Федорович Щедрин, Императорская Академия художеств, ландшафтная живопись

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29