
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №2 · 2014
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1971-1975 годы). ЧАСТЬ I (С. 3-9)
В.В. КАЛУГИН, кандидат биологических наук, доцент, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Восьмая статья В.В. Калугина — продолжение историко-социального очерка, посвященного организации, планированию и координации научных исследований в СССР в 1971-1975 гг.* Масштабный научно-технический комплекс СССР (НТК СССР), впервые в мире организованный в нашей стране, являлся качественно новой научно-организационной структурой. НТК СССР включал в себя Госкомитет по науке и технике (ГКНТ), Академию наук СССР, 14 академий наук союзных республик, 6 отраслевых академий наук, а также научно-организационные подразделения министерств и ведомств СССР, имевших подведомственные научные учреждения. НТК СССР осуществлял проведение единой государственной научно-технической политики, централизованное научно-методическое сопровождение и обеспечение организации, планирования и координации научных исследований. В девятой советской пятилетке (1971–1975 гг.) происходило становление и совершенствование качественно новой системы прогнозирования и долгосрочного перспективного (на 15-20 лет), а также пятилетнего и годового планирования развития науки и техники в СССР.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: девятая советская пятилетка, социальная история науки, научно-технический комплекс СССР, со- вершенствование системы планирования науки и техники, Госплан СССР, Госкомитет СССР по науке и технике.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА АЛТАЕ (С. 10-13)
А.Ф. ПУСТОГАЧЕВА, ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ю.Б. КОЗЛОВА, канд. соц. наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
АННОТАЦИЯ
В статье проведен краткий обзор возникновения, становления и развития достижений химии в производстве как основного направления всей алтайской промышленности. Рассмотрена деятельность крупных химических предприятий Алтая. На основе результатов исследований производственно-хозяйственной деятельности отрасли сделан прогноз о дальнейшей роли химических производств в экономике Алтайского края и Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: химическая промышленность, Алтай, Михайловский завод химических реактивов, Алтайхимпром, Алтайский шинный комбинат, Барнаульский завод резиновых технических изделий, Барнаульский завод асбестовых технических изделий, Алтай-кокс.
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАМЧАТКИ. ЛЕГЕНДЫ СТРАНЫ ОГНЕДЫШАЩИХ ГОР (С. 14-19)
В.В. ПЕТРАШЕВА, н.с., к.ф.н. Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Россия, 68300, г. Петропавловск- Камчатский, ул. Пограничная, 6)
В.В. ИВАНОВ, с.н.с., к.г.-м.н. Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Россия, 68306, г. Петропавловск- Камчатский, бульвар Пийпа, 9) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованиям вулканов на Камчатке. Авторы статьи рассматривают вулканизм как планетарное явление в своеобразной системе: «вулканы, человек, легенда». Рассматривается архитектура вулканической жизни Камчатки и отражение многообразных вулканических проявлений в фантазийном мире аборигенов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вулканы Камчатки, ландшафт, архитектура вулканической жизни, аборигены, ительмены, легенда.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 20-22)
А.С. ЛОСЕВ, к.ф.-м.н., доцент
А.В. КРУКОВСКАЯ, преподаватель иностранных языков, Приморский институт железнодорожного транспорта (Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Тургенева, д. 3) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В настоящей работе, в рамках формального подхода, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), определены и рассмотрены основные характеристики коммуникативной компетенции. Определена содержательная часть коммуникативной компетенции, на примере ФГОС ВПО по направлению подготовки 010100 «Математика» степень бакалавр.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
О ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ИЗУЧАЕМЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ (С. 23-25)
А.Г. БИКЧЕНТАЕВА, канд. хим. наук, доцент,
В.В. РЕПИН, канд. техн. наук, доцент,
Л.З. РОЛЬНИК, д-р хим. наук, профессор, Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена специфике изучения некоторых термодинамических функций, преподаваемых в различных дисциплинах. Рассмотрена взаимосвязь между предметами, излагающими данную тему, а также предложено учитывать количество часов в зависимости от повторного рассмотрения материала в других дисциплинах и специализации студента.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: термодинамическая функция, термодинамический потенциал, общая химия, физическая химия, техническая термодинамика, химическая реакция, дисциплина.
О КРИТЕРИЯХ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ (С. 26-28)
К.В. КУРОЧКИНА, канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики и физики Государственный университет по землеустройству (Россия, 105064, Москва, ул. Казакова, д.15). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
П.В. МАКАРОВ, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математики НИТУ «МИСиС и МГГУ» (Россия, 119049, г. Москва, Ленинский пр., д. 4). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены проблемы становления новых образовательных форм, приведены и обоснованы критерии качества обучения математике в вузе с учётом особенностей и развития черт, характеризующих homo creator (человека творца), развития возможностей личности по выработке и реализации решений, касающихся возникающих общественных и производственных отношений и задач. Предлагается система ЗУН (знания, умения, навыки) обеспечения путей получения качественного образования специалистов, соответствующих собственным тенденциям развития конкретной личности. Целью принятия таких критериев служит качественное изменение учебного процесса и оценки знаний студентов по математическим дисциплинам.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: критерий, качество обучения, оценка знаний.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СООБЩЕНИЕ III (С. 29-36)
Г.П. ЗЕРНОВА, канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Н.Д. ПЛЕЧЕВА, канд. техн. наук, старший научный сотрудник, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», (129281, Россия, Москва, Староватутинский пр., 8)
АННОТАЦИЯ
Статья является третьим сообщением по теме мониторинга результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования (ДПО), анализирующей основные задачи мониторинга*. Ранее была рассмотрена первая задача по выявлению внешней оценки потребителя результатов мониторинга. В данном сообщении рассматривается решение последующих задач и общие итоги мониторинга результатов деятельности региональной системы ДПО. При этом мониторинг трактуется как диагностико-прогностическое обследование и наблюдение состояния некоторых структурных элементов сетевой региональной системы ДПО. Проанализированы организационно-педагогические, информационно-технические, научно-методические и иные условия деятельности региональной (зональной, муниципальной) системы повышения квалификации (далее — ПК). Использованы методы анкетирования, конференции, беседы, интервьюирование и др. Выявлены проблемы в работе каждого из уровней сетевой системы повышения квалификации, предложены возможные варианты решения этих проблем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогический мониторинг, сетевая региональная система, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, педагогические работники, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, методические центры.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (С. 37-40)
Е.В. ПОПУТАРОВСКАЯ, аспирант кафедры педагогики и психологии Университет Российской академии образования (Россия, 119180, Москва, Большая Полянка, д. 58). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена проективность как эффективная образовательная тенденция изучения иностранных языков, способствующая соединению познавательно-знаниевой, самостоятельно-творческой и эмоционально-коммуникативной составляющей образовательного процесса. В качестве методологической опоры построения проектной технологии обучения иностранным языкам выделены следующие принципы: прочности знаний через эмоционально-коммуникаци- онное восприятие информации; деятельностного, коммуникативно-функциональ- ного общения с реальным миром; дееспособной самостоятельности; индивидуально-личностного роста; комплексности; эмоционально-коммуникативного воздействия на процесс мотивации; развития творческих способностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектное обучение, учебный процесс, иностранные языки, коммуникативные методики, эмоционально- коммуникативное восприятие, познавательная деятельность.
ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (С. 41-46)
А.Ф. ПУСТОГАЧЕВА, канд. пед. наук, ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье поднимается проблема включения в образовательный процесс изучения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Приведены основные группы данных языков. Рассмотрено современное состояние и перспективы сохранения и изучения представленных языков коренных малочисленных народов. Предложены основные пути развития этнорегионального образования на Севере, Сибири и Дальнем Востоке.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: родной язык, коренные малочисленные народы, языки обучения и изучения, языки как предмет изучения, младописьменные языки, бесписьменные языки.