
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №1 · 2014
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1966-1970 годы) (С. 3-11)
В.В. КАЛУГИН, кандидат биологических наук, доцент, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Седьмая статья автора — продолжение историко-социального очерка об организации, планировании и координации научных исследований в СССР в 1966-1970 гг.* Госкомитет СССР по науке и технике (ГКНТ), Академия наук СССР, академии наук союзных республик и шесть отраслевых академий наук обеспечивали централизованное руководство научным комплексом СССР и осуществляли научно-методическую и практическую помощь при прогнозировании, пятилетнем и годовом планировании НИОКР, координации научных исследований. При ГКНТ были созданы научные советы по важнейшим научно-техническим проблемам, которые участвовали в координации НИОКР и контролировали выполнение общесоюзных и межотраслевых научно-техническим программ в стране, независимо от ведомственной принадлежности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная история науки, восьмая советская пятилетка, научный комплекс СССР, Академия наук СССР, академии наук союзных республик, организация, планирование и координация НИОКР, важнейшие научно-технические достижения СССР.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (С. 12-16)
Ю.Б. КОЗЛОВА, канд. соц. наук, доцент
И.З. МУХАМЕТЗЯНОВ, д-р физ.-мат. наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1).
АННОТАЦИЯ
В статье приведен краткий обзор возникновения, становления и развития газовой промышленности России. Выявлены ключевые поворотные моменты в истории добычи газа в России. Показаны перспективы развития газовой отрасли. На основе результатов исследований производственно-хозяйственной деятельности отечествен- ной газовой отрасли сделан прогноз о дальнейшей роли природного газа в экономике Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газовая отрасль, природный газ, газовый конденсат, месторождения углеводородов, добыча газа, углеводородный энергоноситель.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ (С. 17-22)
Е.С. КАНИН, профессор, (г. Киров). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена деятельности учителя математики в процессе обучения, которая постоянно должна быть направлена на развитие и поддержание интереса учащихся к изучению математики, к математическому творчеству. Возбуждение интереса к изучению математики заключается в привлечении внимания учащихся к изучению математики, возбуждении некоторого любопытства к содержанию математики, в преобразовании его в любознательность, в увлечении содержанием математики — школьного предмета, направлении мышления учащихся на точность и тонкость математических рассуждений. Автором рассмотрены пути возбуждения и развития интереса к познанию математики. Предложен список книг и статей по истории развития математики и о ее творцах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: математика, обучение, развитие интереса, история математики.
ТВОРЧЕСКИЙ АКТ И ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (P. 23-29)
О.В. КАЛУГИНА, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств» (Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Интерес к изучению различных состояний человеческого сознания переживает в последние десятилетия подлинный ренессанс. В рамках данной проблемы особое место занимает непосредственное изучения и раскрытие внутренних механизмов творческого акта. Способы, которыми достигалось искомое состояние, были весьма разнообразны, но всем им присуща направленность на достижение изменённого состояния сознания. Понимание скрытых механизмов творческого акта и раскрытие его смысла в педагогической практике помогает подготовить будущих исследователей к более эффективной творческой деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: измененное состояние сознания, творческий акт, самоподготовка исследователя, консолидирующие методики научного поиска, бессознательное, рефлексия.
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ (С. 30-34)
Л.Б. АБДУЛЛИНА, кандидат пед. наук, доцент
А.Л. ФАТЫХОВА, доктор пед. наук, профессор, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (453103 г. Стерлитамак, ул. Ленина, 47a). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Познавательная деятельность является условием учебной деятельности и определенным образом влияет на уровень ее успешности. Подготовка педагога-профессионала предполагает качественное преобразование структуры и содержания образования. Готовность студентов к профессиональной деятельности определяется развитием познавательных умений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: процесс обучения, познавательная деятельность студента, познавательные умения и навыки, педагогические условия.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СООБЩЕНИЕ II (С. 35-38)
Г.П. ЗЕРНОВА, канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Н.Д. ПЛЕЧЕВА, канд. техн. наук, старший научный сотрудник Научно-методический центр педагогического сопровождения последипломного образования, ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (129281, Россия, Москва, Староватутинский пр., 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья является продолжением педагогического исследования результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования, начатой в предыдущей статье авторов*. Рассматривается решение первой задачи мониторинга по выявлению внешней оценки потребителя результатов мониторинга, достаточности и актуальности предлагаемых образовательных программ, соответствия их современным требованиям, в том числе, с использованием новых технологий; удовлетворенности результатами обучения в Академии социального управления (АСОУ). Предложена анкета для выявления адресности, эффективности, индивидуализации повышения квалификации педагогов Московского региона. Проводится подробный анализ с цифровыми выкладками результатов анкетирования. Даются общие выводы по решению первой задачи мониторинга, прогнозируются действия по устранению выявленных недостатков. Предлагается анализ нормативных документов по организации работы разноуровневой (региональной) системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогический мониторинг, сетевая региональная система, дополнительное профессиональное образование, курсовая система, повышение квалификации, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, зачётно-кредитная система обучения, балльно-рейтинговая оценка знаний.
ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ (С. 39-41)
Ю.К. БАГРАШЕВА, учитель алтайского языка, Республиканский классический лицей (Россия, 649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, просп. Коммунистический, 70). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Одной из актуальных в системе образования Республики Алтай по-прежнему остается проблема воспитания экологической культуры у детей, обучающихся в городских школах. Представлен опыт воспитания экологической культуры в республиканском классическом лицее г. Горно-Алтайска.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура, Алтай, классическая гимназия, художник Г.И. Чорос-Гуркин.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 42-50)
С.А. БОРГОЯКОВ, д-р пед. наук, зам. директора по научной работе ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Т.Н. БОРГОЯКОВА, канд. филол. наук, вед.н.с. Федеральный институт развития образования МО РФ (Россия, 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1)
АННОТАЦИЯ
В статье проведена типологизация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на основе характеристики социокультурных и социолингвистических ситуаций в их среде, с учетом которой должна строиться политика в отношении организации языкового образования и проектирования моделей этнокультурной школы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, типологизация КМНС, модели языкового образования.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Г.Н. ВОЛКОВА (С. 51-54)
З.Б. ЦАЛЛАГОВА, д-p пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН (Россия, 119991, Москва, Ленинский проспект, 32а).
Р.З. ХАЙРУЛЛИН, д-p пед. наук, проф. кафедры социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена основателю этнопедагогического направления Г.Н. Волкову, рассматривается его научный путь от разработки проблем этнопедагогики родного (чувашского) народа до создания «Этнопедагогической пансофии», труда широкого обобщающего значения. Этнопедагогическое наследие Г.Н. Волкова представлено как система, показана глобальность и масштабность видения ученым педагогического процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогика, народные традиции, народная педагогика, народное воспитание, национальное самосознание, гармонизация межнациональных отношений.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
«ХИМИЧЕСКИЙ МУТАГЕНЕЗ» И «ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ФЕРМЕНТОВ» — КРУПНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ ХХ ВЕКА. КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ И.А. РАПОПОРТА (С. 55-60)
Н.С. ЭЙГЕС, научный сотрудник,
Г.А. ВОЛЧЕНКО, инженер-исследователь, Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН (Российская Федерация, 119334, г. Москва, ул. Косыгина, д. 4)
С.Г. ВОЛЧЕНКО, член Союза писателей Москвы. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Представлена история создания И.А. Рапопортом двух крупных новых направлений в генетике: «Химический мутагенез» и «Фенотипическая активация ферментов». Анализируется найденный Рапопортом «ключ» к этим открытиям, их различия и широкое использование в разных областях генетики и селекции. Обосновывается роль И.А. Рапопорта, как первооткрывателя метода химического мутагенеза, в сравнении с исследованиями других авторов и вскрываются причины быстрого массового распространения метода в нашей стране и за рубежом. Охарактеризована личность Иосифа Абрамовича — ученого, воина, гражданина.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: генетика, Рапопорт Иосиф Абрамович, химический мутагенез, фенотипическая активация ферментов.