Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №1-2022

 

Содержание номера "История и педагогика естествознания" № 1 · 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 542.2 (091): 378
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-5-13
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ХИМИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ДОСТИЖЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С АРТЕФАКТАМИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (С. 5-13)
Баум Е.А.
Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Преподавание курсов по истории химии в Московском университете началось еще в конце XIX века при физико- математическом факультете. В советское время основной курс по этой дисциплине около 40 лет читал профессор Н.А. Фигуровский (1901-1986). При нем в 1955 году была основана кафедра истории химии. Ученый создал крупную историко-научную школу в СССР. После его смерти его ученики и коллеги существенно видоизменили программу курса, акцентируя в ней иные подходы к преподаванию и актуальные проблемы, выдвигаемые научным сообществом XXI века. Значительное внимание в этой научной дисциплине сегодня уделяется роли эксперимента в химии, развитию его приборной базы, химическому инструментарию. Начиная с 2018 года ежегодно на площадке Политехнического музея «Открытые коллекции» в декабре проходят студенческие научно-практические конференции под названием «К истории химического инструментария и химико-технологических процессов», организованные совместно химфаком МГУ им. М.В. Ломоносова и руководством Политехнического музея. В рамках конференций регулярно заслушиваются отчетные доклады с презентациями студентов 3-го и 5-го курсов химического факультета, занимающихся в течение осенних семестров по предмету «История химии» изучением артефактов Политехнического музея под руководством к.х.н. Е.А. Баум (группа истории химии химфака МГУ). Руководитель этого проекта со стороны МГУ, автор настоящей статьи рассказывает о проекте, его задачах, целях, достижениях и перспективах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: химический инструментарий, преподавание истории химии, Московский государственный университет, Политехнический музей, лабораторное оборудование, атрибуция, артефакт.



Для цитирования: Баум Е.А. Традиции и новации преподавания истории химии в Московском университете. Достижения последних лет: исследовательская работа студентов с артефактами Политехнического музея // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 5–13.
Благодарность: Автор статьи выражает чрезвычайную признательность и благодарна президенту химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова академику РАН В.В. Лунину и его декану чл.-корреспонденту РАН С.Н. Калмыкову за поддержку в реализации нового подхода к преподаванию истории химии.

УДК 378.016 378.096
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-14-18
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ АРТИСТИЗМА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗЕ (С. 14-18)
Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400060, Волгоград, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Артистизм рассматривается как профессионально-значимое личностное качество будущего педагога-музыканта, а становление артистизма - как процесс, обеспечивающий целостность вузовской музыкально-педагогической подготовки и ее творческую направленность. Определены теоретические основы становления артистизма педагога-музыканта в вузе, реализация которых делает артистизм центральным звеном в практике профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Доказано, что наибольшими возможностями для становления артистизма педагога-музыканта в вузе обладает ансамблевое инструментальное исполнительство, поскольку его реально существующая многомерность предопределяет необходимость решения разнообразных профессионально-творческих задач, связанных с исполнительством.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: артистизм, человек-творец, исполнительское перевоплощение, профессионально-значимые качества педагога- музыканта, профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе, ансамблевое инструментальное исполнительство.



Для цитирования: Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 14–18.

УДК 316.3
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-19-22
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (С. 19-22)
Козлова Ю.Б.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9771-8267, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Геймификация (игрофикация) – явление, распространившееся по всему миру. Эту современную тенденцию можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Принципы геймификации используются не только в дошкольных заведениях, но и в школах, колледжах, университетах, а также в дополнительном образовании. Подобный подход имеет определенные преимущества и недостатки. В статье трактуются теоретические основы геймификации, возможности и тенденции применения этой технологии в высшем образовании, анализируются положительные и отрицательные стороны геймификации в системе вуза, рассматриваются возможности игровых методик, а также локализации описываемой тенденции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геймификация, «Октализ», мотиватор, геймифицированные подходы к обучению, персонификация образования, теория самоопределения, компетентость.



Для цитирования: Козлова Ю.Б. Геймификация в системе современного высшего образования: теоретические основы и практическая значимость // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 19–22.

УДК 37:004
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-23-26
АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (С. 23-26)
Попов М.С.
ГБОУ Школа № 597 «Новое поколение»,125502, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В процессе исследования современных научно-методических разработок обоснована актуальность решения проблемы реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе создания электронных образовательных ресурсов. Целью исследования является выявление целесообразности использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения различным дисциплинам, в том числе математике. Научной новизной является предложение использования видеоуроков как электронного образовательного ресурса, способствующего повышению мотивации обучения, а также подготовке учителя к работе с определенной цифровой платформой для разработки видеоуроков. Основные методы исследования: анализ ключевых положений теоретических разработок в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании; изучение и обобщение существующего опыта разработки и использования электронных образовательных ресурсов, в том числе видеоуроков, а также подготовки педагогических кадров в этой области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: видеоурок, дидактические возможности, информационные и коммуникационные технологии, электронный образовательный ресурс, цифровая платформа.



Для цитирования: Попов М.С. Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 23–26.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК: 94(47)
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-27-32
«ИЗЛЮБЛЕННЫЕ ЛЮДИ» В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ЭПОХУ ПРОГРЕССА (С. 27-32)
Казакова-Апкаримова Е.Ю.
Институт истории и археологии УрО РАН, 620990, Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируются социокультурные проявления прогресса, связанные с оживлением общественной жизни в уральском городе во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Автор показывает, что носителями и выразителями прогрессивных идей являлись представители передовой общественности, прежде всего интеллигенции. В сфере гражданской деятельности в российской провинции появлялись научно-просветительские общества, крупнейшим из них на Урале было Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Литераторы показывали в своем творчестве тип людей, которым была близка идея добровольного и бескорыстного общественного служения на ниве просвещения и науки, благотворительности («излюбленные люди» в произведениях писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка). Автор статьи подчеркивает значение личностного фактора в российской провинции, приводя примеры активной деятельности общественных работников в светских и религиозных общественных организациях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прогресс, наука, общественная жизнь, уральский город, культура, общественный деятель, общественная организация, УОЛЕ, Пермский научно-промышленный музей, «излюбленные люди», православие.



Для цитирования: Казакова-Апкаримова Е.Ю. «Излюбленные люди» в российской провинции в эпоху прогресса // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 27–32.

УДК 004.9
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-33-37
ВКЛАД КУРСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКУ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКОЛОГИИ (С. 33-37)
Стародубцева Л.В., Родионова С.Н.
Юго-Западный государственный университет, 305040, г. Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6803-298X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4477-3975, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Целью работы является исследование исторической роли курских специалистов и ученых в разработке систем поддержки принятия решений для медицинских экологов, обеспечивающих высококачественную оценку состояния здоровья людей, подвергающихся воздействию вредных экологических факторов различной интенсивности и модальности. В результате исследований была раскрыта историческая последовательность работы курян в совершенствовании методов и средств информационной и интеллектуальной поддержки врачей ведущих пациентов, состояние здоровья которых подвергается воздействию вредных экологических факторов естественной и промышленной природы. Показано, что на современном этапе исследований курские ученые предложили высококачественный инструментарий, основанный на гибридном интеллекте, для решения различных задач в области медицинской экологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история, медицинская экология, гибридный интеллект, системы поддержки принятия решений.



Для цитирования: Стародубцева Л.В., Родионова С.Н. Вклад курских исследователей в разработку информационных систем для медицинской экологии // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 33–37.

УДК 622.279
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-38-45
РОЛЬ ОСВОЕНИЯ ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА НА РАЗВИТИЕ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (С. 38-45)
Хасанов И.И., Шакиров Р.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается история освоения газовых месторождений Крайнего Севера в СССР, начало которому было положено во второй половине XX века. Выделены основные события в процессе освоения новых месторождений Западной Сибири. Авторы отмечают влияние эксплуатации новых месторождений на интенсификацию газификации крупных городов страны, что привело к улучшению социально-бытовых условий граждан страны и к значительной экономии энергоснабжения жилых домов и предприятий. Процесс строительства газотранспортной инфраструктуры и большие запасы газа создали условия для экспорта газа в страны Европы, что на сегодняшний день является стратегически важным для топливно-энергетического комплекса России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: природный газ, газовые месторождения, Уренгойское месторождение, Ямбургское месторождение, экспорт газа, магистральный газопровод.



Для цитирования: Хасанов И.И., Шакиров Р.А. Роль освоения газовых месторождений Крайнего Севера в СССР во второй половине ХХ века на развитие газотранспортной системы // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 38–45.

УДК 541.64.539.3
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-46-51
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДСОРБЦИОННОЙ ТЕОРИИ И НАУЧНОЙ ШКОЛЫ П.А. РЕБИНДЕРА ПО ФИЗИКО-ХИМИИ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ (С. 46-51)
Ахтямов Э.К.1, Тептерева Г.А.1, Мовсумзаде Э.М.1, 2, Шаммазов А.М.1, Чуйко Е.В.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2328-6761, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье освещены некоторые аспекты становления теории адсорбционного изменения механических свойств твердых тел под влиянием среды. В частности, вопросы понижения прочности горных пород под влиянием применения поверхностно-активных веществ. Эти физико-химические явления находятся в основе знаменитого эффекта Ребиндера. В статье выделены четыре основных периода формирования научной школы Петра Александровича Ребиндера – ученого с мировым именем, нашего соотечественника, трудами которого была во многом решена задача повышения нефтедобычи с применением химических реагентов. Под его руководством были в период 1961–1970 годов проведены четыре всесоюзные научно-практические конференции по применению в нефтяной промышленности поверхностно-активных веществ. Описаны административные сложности, возникшие в области продолжения и углубления научной школы Ребиндера, связанные с его уходом и успешно решенные учениками и последователями теории адсорбционного понижения прочности твердых тел. Выделена важная роль Е.Д. Щукина, усилиями которого были возвращены утерянные научные ценности и восстановлена научная и практическая ценность теории П.А. Ребиндера.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дисперсные системы, эффект Ребиндера, адсорбция, поверхностно-активные вещества.



Для цитирования: Ахтямов Э.К., Тептерева Г.А., Мовсумзаде Э.М., Шаммазов А.М., Чуйко Е.В. Этапы становления адсорбционной теории и научной школы П.А. Ребиндера по физико-химии дисперсных систем // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 46–51.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

УДК 004.9
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-52-58
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КУРСКИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ 70-Х ДО СЕРЕДИНЫ 90-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ (С. 52-58)
Л.В. Стародубцева, С.Н. Родионова
Юго-Западный государственный университет, 305040, г. Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6803-298X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4477-3975, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы разработки информационных и интеллектуальных медицинских технологий учеными Курской области в их историческом аспекте в период с середины 1970-х до середины 1990-х годов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история, информационные медицинские технологии, интеллектуальные медицинские технологии, нейронные сети.



Для цитирования: Стародубцева Л.В., Родионова С.Н. История разработки информационных и интеллектуальных медицинских технологий курскими исследователями в период с середины 70-х до середины 90-х годов прошлого столетия // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 52–58.

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

УДК 628.4.043-036.742:502.1(045)
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-59-64
КОРПОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОДЕРЖАНИИ ГУМАНИТАРНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНЖЕНЕРА (С. 59-64)
Мовсумзаде Э.М.1,2, Пушина Л.А.3, Пушин К.Е.4
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4Самарский государственный университет путей сообщения, Филиал в г. Ижевске, 426049, г. Ижевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7414-5905, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Корпоративная педагогика рассматривается в статье как актуальное направление непрерывной подготовки кадров на производстве и как новая учебная дисциплина, направленная на формирование надпрофессиональных компетенций, обеспечивающих и повышающих конкурентоспособность выпускников инженерных вузов. Цель статьи - анализ потенциала корпоративной педагогики для проектирования индивидуальной траектории профессионального роста инженерных кадров; возможностей введения основ корпоративной педагогики в содержание гуманитарно ориентированной инженерно-технической подготовки. Предложена модель учебного курса «Корпоративная педагогика в профессиональной деятельности инженера», нацеленного на формирование универсальной компетенции УК-6. Проведен анализ учебных планов примерных основных образовательных программ 16 направлений подготовки инженерно-технического образования, разработанных по требованиям ФГОС 3++ с целью выявления альтернативных дисциплин, формирующих УК-6; показана недостаточность предлагаемых курсов. Курс может быть введен в содержание образовательных программ вузов инженерно-технического профиля.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративная педагогика, корпоративное образование, гуманитарно-ориентированная инженерная подготовка, конкурентоспособность.



Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Пушина Л.А., Пушин К.Е. Корпоративная педагогика в содержании гуманитарно ориентированной подготовки конкурентоспособного инженера // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 59–64.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

УДК 378.046.2 + 378.046.4
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-65-70
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 65-70)
Белгородский В.С.1, Лаврова О.М.2, Гусейнова С.Н.3, Исаева Т.А.1, Кобраков К.И.1, Мовсумзаде Э.М.1,3, Гусейнов Ф.И.1
1Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Использование практико-ориентированных технологий очень важно для приобретения студентами востребованных компетенций, поскольку адаптация студентов к реальным условиям труда зависит от практики. В статье рассмотрены основные перспективные модели инженерного образования, а также показаны варианты модернизации инженерного образования, которые можно разделить на четыре различные группы, а именно британскую, американскую, европейскую и гибридную модели. Показано, что практико-ориентированный подход отражает основные процессы модернизации образования, в основе которых лежит подготовка грамотных специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям конкретной практической деятельности, и формирование готовности применять полученные знания, умения в процессе жизнедеятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: практико-ориентированный подход, компетентностный подход, подготовка инженеров, модель технического образования.



Для цитирования: Белгородский В.С., Лаврова О.М., Гусейнова С.Н., Исаева Т.А., Кобраков К.И., Мовсумзаде Э.М., Гусейнов Ф.И. Практико-ориентированные модели инженерного образования // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 65–70.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29