
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №2 · 2020
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ «БАКАЛАВРИАТ – МАГИСТРАТУРА – АСПИРАНТУРА АГРАРНОГО ВУЗА» (С. 5-8)
М.В. Григорьева, С.Л. Белопухов
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 127550, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8140-35-38, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4473-4466, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье показано значение химической подготовки на всех уровнях высшего образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура) для становления современного специалиста аграрного профиля. Химические дисциплины в подготовке специалистов агропромышленного комплекса имеют всевозрастающее значение. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других стран с развитым сельским хозяйством. Разработка и внедрение современных агротехнологий и систем защиты растений, мониторинг агрохимических показателей почвы, контроль качества продукции, экологическая грамотность – неполный перечень компетенций специалиста, для формирования которых необходимы химические дисциплины. В статье с опорой на концепцию компетентностной модели выпускника современной системы многоуровневого образования проанализирована роль химических дисциплин как базового компонента в формировании различных компетенций специалиста-агрария, а также их основополагающее значение в осуществлении преемственности в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» (представлена модель данной системы).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка специалистов агропромышленного комплекса, аграрное образование в нашей стране и за рубежом, значение химических дисциплин, многоуровневое образование.
Для цитирования: Григорьева М.В., Белопухов С.Л. Химические дисциплины в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура аграрного вуза» // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 5 - 8.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10201
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕОРИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА (С. 9-10)
Н.Э. Чернявская, Е.Н. Коренева, Н.В. Киреева
Белгородский государственный институт искусств и культуры, 308033, Белгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0079-3640,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Авторы настоящей статьи, изучая тенденции развития и совершенствования российских и зарубежных методических особенностей и педагогических подходов к обучению иностранным языкам, раскрывают опыт известного американского психолога в области педагогики и методологии обучения Бенджамина Блума. Основной акцент Блум делает на так называемую таксономию обучения, в основу которой им положен принцип классификации и категоризации различных уровней обучения, особенности которых раскрываются в его трудах. Значительное место уделяется описанию методических особенностей и принципов разработанной им схемы последовательных действий в рамках шестислойной диаграммы. Соблюдение таких пошаговых действий, по мнению Блума, не только обеспечивает успешное освоение иностранного языка, но и позволяет реализовать в целом задачи интеллектуального образования обучающихся, что весьма значимо на современном этапе развития общества и образования в период активных интеграционных процессов в мировое образовательное и культурное пространство. Таксономия обучения Блума и сегодня является дискуссионной, однако поэтапные действия в процессе обучения иностранному языку, на наш взгляд, являются оправданными.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: таксономии обучения, уровни обучения, запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, коммуникация.
Для цитирования: Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреева Н.В. Методические аспекты обучения иностранному языку по теории Бенджамина Блума // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 9-10 .
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10202
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (С. 11-15)
О.М. Лаврова1, С.Н. Гусейнова2, Ф.И. Гусейнов3, К.И. Кобраков4, Т.А. Исаева4
1Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, 119991, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 115035, Москва, Россия
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье описывается развитие инженерного образования с античности до современности. Сегодня инженерная профессия имеет дело с большой неопределенностью и неполными данными, а также с конкурирующими (часто противоречивыми) требованиями клиентов, правительства, экологических групп и широкой общественности. Поэтому современному инженеру помимо технической компетентности требуются навыки и в области человеческих отношений. Предлагаются варианты, как образовательному учреждению дать будущему инженеру необходимые компетенции и навыки, чтобы он смог эффективно справляться с инженерными задачами сегодня и в будущем. Представляются варианты как проектного обучения, так и смешанных методов обучения. В статье также объясняется, как с использованием онлайн-технологий сделать обучение более качественным, но в то же время простым, понятным и доступным для студентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инженерное образование; инженерные науки, учебные технологии, проектное обучение, смешанные методы обучения, онлайн-технологии, обучение.
Для цитирования: Лаврова О.М., Гусейнова С.Н., Гусейнов Ф.И., Кобраков К.И., Исаева Т.А. Инженерное образование в России // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 11–15.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10203
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-074071 мк.
ГОРЮЧИЕ СЛАНЦЫ КАШПИРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (С. 16-23)
Ю.А. Малиновская1, В.Н. Курятников1, А.Ю. Климочкина2
1Самарский государственный технический университет, 443100, г. Самара, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4880-7041, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4801-4415, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2МИРЭА – Российский технологический университет, 119571, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4801-4415, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Данная статья посвящена анализу историко-культурного наследия сланцевой промышленности как отдельного вида наследия. Авторы показывают, что историко-культурное наследие горючих сланцев Кашпирского месторождения – история развития отрасли представляет собой совокупность уникальных научно-технических достижений и практических видов деятельности, природного и социального компонентов, выраженных как в виде материальных объектов, так и в виде нематериального наследия. Дальнейшее осмысление объектов наследия позволит сформировать онтологию фактов, событий и личностей, наиболее ярко и правдиво характеризующих наследие сланцевой отрасли, актуализация которых будет способствовать сохранению истории Самарского региона и включению памятников сланцевой науки и промышленности в современную культуру.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история добычи и переработки горючих сланцев, историческая роль горючих сланцев Поволжья, горючие сланцы, Кашпирское месторождение, объекты историко-культурного наследия.
Для цитирования: Малиновская Ю.А., Курятников В.Н., Климочкина А.Ю. Горючие сланцы Кашпирского месторождения как объекты историко-культурного наследия // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 16–23.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10204
Благодарность: Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-411-630010.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ (С. 24-29)
Е.В. Головнева, Н.А. Головнева, Г.М. Синдикова
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета 453103, г. Стерлитамак, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7348-3953, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрена история развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху, в том числе анализируются принципы и закономерности развития историко-педагогического процесса; исследуются теоретические взгляды философов и практический опыт сложившихся в Древней Греции систем воспитания: спартанской и афинской. Показано и обосновано, что эти системы, имея определенные общие черты, тем не менее существенно отличаются одна от другой. Эта диалектика общего и особенного в данных системах соответствовала особенностям социально-экономической, политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств Спарты и Афин. Проведен анализ исторических условий, посвященных развитию культуры античной эпохи, оказавшей решающее влияние на формирование педагогической культуры европейских народов периода Средневековья и Нового времени. На его классических образцах формируются представления многих поколений педагогов о значении образования и воспитания юношества, его содержании и методах, роли учителя в общественной жизни.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: античная эпоха, школа и педагогика Древней Греции, философы античности, воспитание, образование, историко- педагогический процесс.
Для цитирования: Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 24-29 .
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10205
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО (С. 30-35)
О.Г. Грохольская
Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В данной статье продолжено освещение особенностей развития отечественной педагогической мысли, начатое в публикациях автора – О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019) и др. Вниманию читателей представлен просветительский опыт и научно-педагогическое наследие известного деятеля русской и белорусской культуры XVII века Симеона Полоцкого. Анализируется его просветительская деятельность и научно- педагогические идеи с позиции их актуализации для построения современных программ обновления образования, направленных на созидание новой педагогической реальности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история педагогической мысли, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, образование, обучение, просветительская деятельность, педагогический опыт, культура, воспитание, наука, религия, нравственность, академия, принцип природосообразности, поэтические наставления, учитель, личность.
Для цитирования: Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 30-35 .
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10206
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАСПОЗНАВАНИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ (С. 36-39)
Л.В. Стародубцева, С.Н. Родионова
Юго-Западный государственный университет, 305040, Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6803-298X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4477-3975, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Предметом исследования данной работы являются диалоговые системы распознавания образов, и в частности история становления и развития этого класса систем в Советском Союзе для решения задач медицинской диагностики. Целью работы является раскрытие исторических предпосылок появления нового класса систем распознавания, а именно диалоговых систем в СССР в 70-е годы прошлого столетия, история их разработки и перспектив развития. В результате исследования было показано, что в 1970-е годы в СССР был разработан портативный прибор, обучающийся в режиме диалога, который успешно был испытан на решении целого ряда задач медицинской диагностики. В 80-е и последующие годы идея построения диалоговых систем получила свое дальнейшее развитие уже как специализированное программное обеспечение персональных ЭВМ. При этом область их применения значительно расширилась. Они стали составной частью медицинских интеллектуальных систем поддержки принятия решений и специализированных пакетов прикладных программ. Таким образом, диалоговые системы превратились в мощный инструмент решения многих задач практической медицины, обеспечивая повышение качества медицинского обслуживания населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история, распознавание образов, диалоговые системы, медицинская диагностика, отображение, портативный прибор.
Для цитирования: Стародубцева Л.В., Родионова С.Н. История становления и развития диалоговых систем распознавания для медицинских приложений в исследованиях советских ученых // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 36-39.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10207
ПРЕПОДАВАНИЕ БАКТЕРИОЛОГИИ В ИМПЕРАТОРСКОМ КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (С. 40-44)
М.В. Трушин
Казанский федеральный университет, 420008, г. Казань, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7467-011X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Бактериология на рубеже XIX-XX веков продемонстрировала свое бурное развитие как в Европе, так и на территории Российской империи. Центрами развития дисциплины стали университеты и связанные с ними лечебные учреждения. В Императорском Казанском университете вопросы бактериологии от единичного упоминания в 70–80-х годах позапрошлого столетия перетекли в различные учебные дисциплины к началу ХХ века. В статье рассматривается содержание различных учебных дисциплин под авторством И.Г. Савченко, Н.М. Любимова, С.В. Левашева, А.А. Мелких, В.А. Барыкина, В.К. Меньшикова, Ф.Ф. Рымовича и других преподавателей Казанского университета, освещающих различные аспекты бактериологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бактериология, Императорский Казанский университет, учебные дисциплины.
Для цитирования: Трушин М.В. Преподавание бактериологии в Императорском Казанском университете // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 40-44 .
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10208
ВКЛАД НАУЧНОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИКА АН РБ Д.Л. РАХМАНКУЛОВА В ХИМИЮ ГЕТЕРОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ 1,3-ДИОКСАЦИКЛОАЛКАНОВ (С. 45-49)
А.В. Мамлиева, Н.Н. Михайлова, С.Ю. Шавшукова, Ф.Н. Латыпова, С.С. Злотский
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062,
г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2044-5325, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2913-047Х, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2141-8612, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7738-4634, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1869-7526, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрена история развития гетеролитических реакций 1,3-диоксацикланов, а также механизм жидкофазных трансформаций замещенных 1,3-диоксациклоалканов. Проанализированы работы отечественных ученых в данной области. Представлено практическое применение исследованных реакций, в частности в синтезе высокоэффективных ингибиторов коррозии и реагентов, подавляющих жизнедеятельность сульфатвосстанавливающих бактерий. Отдельно рассмотрена история развития химии кремниевых аналогов циклических ацеталей в рамках школы Д.Л. Рахманкулова.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: циклические ацетали, 1,3-диоксацикланы, гетеролитические реакции, 1,3-диоксаны, кремниевые аналоги циклических ацеталей.
Для цитирования: Мамлиева А.В., Михайлова Н.Н., Шавшукова С.Ю., Латыпова Ф.Н., Злотский С.С. Вклад научной школы академика АН РБ Д.Л. Рахманкулова в химию гетеролитических превращений 1,3-диоксациклоалканов // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 45-49.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10209
ОТРАСЛЬ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО: ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (С. 50-54)
Черноглазкин С.Ю.1, Пушина Л.А.2, Мовсумзаде Э.М.3,4, В.Д. Любимова4, В.С. Селезнев4
1ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», 119313, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9274-8328, Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье кратко рассмотрена специфика такой важнейшей отрасли экономики, как легкая промышленность, ее значение как социального института, системного сектора социальной жизни с присущими ей собственно человеческими формами функционирования и развития. Особо выделена мода и инфраструктура моды как концентрированное выражение национального и общемирового рынка легкой промышленности, логическое ядро деятельности отрасли, как наиболее близкое и понятное массовому потребителю явление социальной жизни, воплощающее в себе законы и процессы существования и действия отраслевого производства. Сделана попытка систематизации исторических фактов, касающихся развития легкой промышленности в свете движения социального прогресса, и их понимания с данных позиций, важного для гуманитарного осмысления процессов производства и потребления в сфере легкой промышленности в целях трансляции гуманитарных смыслов деятельности при подготовке кадров отрасли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: легкая (и текстильная) промышленность, национальное производство, отраслевой рынок, структура рынка, социализация рынка, развитие, мода, индивидуализация образцов.
Для цитирования: Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Любимова В.Д., Селезнев В.С. Отрасль для всех и для каждого: из общественной истории легкой промышленности // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 50-54.
DOI:10.24411/2226-2296-2020-10210
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-074071 мк.