Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №4-2019

 

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №4 · 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ  (С. 5-7)
Я.Г. Кирк
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 190005, г. Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1108-3476, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются особенности методики проведения лабораторных работ в курсе общей физики в техническом вузе в условиях компетентностного подхода в образовании. Описываются различные виды учебных исследований, направленных на определение границ применимости физических моделей. На основе рассмотренных примеров учебных исследований обсуждается возможность и необходимость проектирования учебного эксперимента, главной целью которого является формирование у учащихся понятия физическая модель. Рассматриваются примеры постановки таких лабораторных работ и результаты их использования в учебном процессе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методика, профессиональные компетенции, лабораторная работа по физике, физическая модель, моделирование реального физического процесса, погрешности измерений, учебный эксперимент.


Для цитирования: Кирк Я.Г. Моделирование физических процессов при выполнении лабораторных работ в курсе общей физики в техническом вузе // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 5–7.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10401

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ МАСТЕРСКОЙ ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  (С. 8-10)
А.К. Алексеевнина, Н.С. Буслова
Тюменский государственный университет, 626150, Тобольск, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье приведено описание состояния и перспективы школьного астрономического образования по стандартам второго поколения. Рассмотрены методы и приемы, способствующие повышению мотивации у учащихся к изучению вопросов астрономии. Одним из способов повышения интереса к астрономии является организация проектной мастерской по конструкторской деятельности. В рамках конструкторской деятельности учащиеся осваивают основные астрономические понятия, знакомятся с астрономической техникой и принципом ее действия, изучают параллельно историю вопроса. Подробно рассмотрены этапы занятий по созданию моделей астрономических приборов, космических аппаратов и пр.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение астрономии, обучение младших школьников, проектная мастерская, небесные объекты, познавательный интерес к астрономии.


Для цитирования: Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Методические аспекты организации проектной мастерской по астрономии для младших школьников // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 8–10.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10402

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ, МАТЕМАТИЗАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАГИСТЕРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (С. 11-17)
Э.М. Мовсумзаде1,2, С.И. Пахомов3
1Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 125009, Москва, Россия
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены проблемы формирования у студентов знаний, компетенций и ценностей, касающихся социогумани¬тарных смыслов их будущей деятельности. Показаны приоритеты современного технического образования, гарантирующие его высо¬кое качество. Предложено создание в структуре технических высших учебных заведений подразделений специальной подготовки на выпускающих кафедрах, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в кафедры инженерной педагогики. Представлены новые направления подготовки специалистов с возможностью многопрофильного получения образования, основными и важными из которых являются математические возможности базовых дисциплин, гуманитарные составляющие, информационные и цифровые технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитаризация, информационные и цифровые технологии, математизация, моделирование, инженерное многопрофильное образование.


Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Создание и развитие гуманитаризации, математизации, информационно- цифровых и психолого-педагогических технологий в магистерской образовательной системе // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 11–17.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10403

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (С. 18-21)
Ван Шуан
Синьцзянский университет, 830046, г. Урумчи, СУАР, Китай
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В настоящее время надо по-новому взглянуть на проблему обучения иностранному языку. Исследование методической системы работы с юмористическими текстами на занятиях по иностранному языку становится одной из наиболее актуальных проблем для подготовки квалифицированных переводчиков. В статье рассматриваются педагогический аспект юмора и методическая система работы с юмористическими текстами на занятиях по иностранному языку.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: юмор, преподавание иностранного языка, методическая система.


Для цитирования: Ван Шуан. Методика использования юмора в преподавании иностранного языка // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 18–21.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10404

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОПЫТЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО (НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ПРОБЛЕМЫ) (С. 22-25)
А.К. Ахмадиев, Е.А. Зевелева, Л.К. Казакова, С.В. Лепилин, Н.М. Третьякова
Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ), 117997, Москва, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В работе рассматриваются концепции, сформированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, посвященные феномену глобализации. Авторы определяют особенности данного явления. Описываются подходы и точки зрения, возникшие в истории при изучении темы глобализации. Анализируются прежде всего социально-экономический и цивилизационный подходы к пониманию сущности этого процесса, а также точки зрения гиперглобализма, скептицизма и эволюционизма. В работе дается авторская трактовка феномена глобализации через эволюционистское направление.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гиперглобализм, золотой миллиард, скептицизм, эволюционизм, русский космизм, диалог цивилизаций, общество риска, интернационализация.


Для цитирования: Ахмадиев А.Р., Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. Глобализация: опыты прошлого и настоящего (новый взгляд на историю проблемы) // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 22–25.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10405

ГОРОДИЩА УФИМСКО-БЕЛЬСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ: ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ  (С. 26-32)
А.Г. Колонских
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) РАН, 450077, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5318-3926,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В исследовании произведено сопоставление современной археологической информации об укрепленных поселениях Уфимско-Бельского междуречья и данных исторических источников середины XVIII – начала XX века с привлечением методов дистанционного зондирования поверхности земли. Указанные процедуры позволили скорректировать учетные данные (структура, состав, локализация, наименование и др.) по целому ряду городищ эпохи раннего железного века и Средневековья Уфимско-Бельского междуречья.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: городища, Уфимско-Бельское междуречье, археологический памятник, ранний железный век, раннее средневековье.


Для цитирования: Колонских А.Г. Городища Уфимско-Бельского междуречья: проблемы локализации // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 26–32.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10406

ИСТОРИЯ СВИНЦОВО-КИСЛОТНОГО АККУМУЛЯТОРА К 160-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ (С. 33-36)
А.И. Демидов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, Россия,
ORCID: 0000-0002-2627-489Х, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Очерк посвящен истории создания и совершенствования свинцово-кислотного аккумулятора во второй половине XIX века, когда были заложены основные принципы конструирования и эксплуатации аккумуляторов подобного типа. Этот прогресс был достигнут благодаря творческой изобретательской деятельности выдающихся ученых и изобретателей, таких как Гастон Планте, Камилл Фор, Эрнест Фолькмар, Джон Селлон, Евгений Тверитинов и др.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аккумулятор, свинец, серная кислота, оксиды свинца, история.


Для цитирования: Демидов А.И. История свинцово-кислотного аккумулятора. К 160-летию создания // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 33–36.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10407
 
К 50-ЛЕТИЮ НАУЧНОЙ СЕССИИ ПО ВОПРОСАМ ЭТНОГЕНЕЗА БАШКИР (13–15 МАЯ 1969 ГОДА) (С. 37-41)
А.Т. Ахатов
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) РАН, 450077, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4776-950,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье впервые по архивным материалам рассматривается история подготовки и проведения научной сессии, посвященной этногенезу башкирского народа, которая состоялась 13–15 мая 1969 года в Уфе. Анализируются особенности работы и состав участников конференции в целом и каждой из трех секций в частности. Автор приходит к выводу, что научно-практическая конференция, отметившая в мае 2019 года полувековой юбилей, имела важное значение для изучения этнической истории башкир, и видит необходимость проведения подобного форума, посвященного этому вопросу.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная сессия 1969 года, этногенез, этническая история башкир, археология, антропология, этнография, языкознание, фольклористика.


Для цитирования: Ахатов А.Т. К 50-летию научной сессии по вопросам этногенеза башкир (13-15 мая 1969 года) // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 37–41.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10408
Благодарность: Работа осуществлена в рамках Государственного задания по теме «Внутренние и внешние факторы культурогенеза населения Южного Урала (от эпохи палеометалла к Новому времени)», № АААА-А18-118041290046-0.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ (С. 42-46)
В.Н. Курятников
Самарский государственный технический университет, 443100, г. Самара, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4801-4415, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
В статье поднимаются вопросы изменения форм и методов преподавания в высшей школе в связи с появлением новой социально-педагогической ситуации, обусловленной реформированием вузовского образования. Акцент сделан на повышении качества подготовки специалистов, развитии навыков самостоятельного мышления с опорой на получение знаний. Раскрываются новые подходы к учебному процессу в высшей школе, базирующиеся на его компьютеризации и смене парадигмы образования. Анализируется роль архивов в активизации процесса преподавания в вузах Самарской области, в формировании личности будущих специалистов, в гуманитаризации знания учащихся. В статье показана целесообразность преподавания в технических вузах элективного курса «История науки и техники». Обращено внимание на крайнюю узость документальной базы и публикаций по истории нефтяной промышленности России в советское время, ее существенное изменение к лучшему в связи с информатизацией архивного дела в постсоветские годы, что значительно расширило возможности работы с документальным материалом. Делается вывод о необходимости более активного использования документального материала по истории нефтяной промышленности в учебном процессе, об установлении более тесных партнерских отношений вузов и архивов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшая школа, реформирование высшего образования, активизация учебного процесса, документальная база, архивы, компьютеризация, информационные технологии, нефтяная промышленность России, партнерские отношения, элективный курс.


Для цитирования: Курятников В.Н. Документальный материал по истории нефтяной промышленности России: опыт использования в вузовском курсе // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 42–46.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10409

МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ЭЙНШТЕЙН (С. 47-50)
Н.Л. Векшин
Институт биофизики клетки РАН Пущинского научного центра биологических исследований РАН, 142290, г. Пущино, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7981-4290, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
Имя Альберта Эйнштейна воспринимается большинством людей почтительно и даже с восторгом. Это имя стало нарицательным, как символ высокого интеллекта и революционных научных идей, расширивших горизонты познания. Однако светлый образ «гениального» ученого, якобы открывшего множество физических законов, сильно потускнел после того, как были рассекречены его архивы. Оказалось, что не такой уж он великий, ибо ошибался и путался постоянно. Более того, оказалось, что многие идеи он беззастенчиво заимствовал, присваивая себе пальму первенства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Альберт Эйнштейн, теория относительности, релятивизм, фотоэффект.


Для цитирования: Векшин Н.Л. Малоизвестный Эйнштейн // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 47–50.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10410

ТАПТЫКОВСКОЕ СЕЛИЩЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА (С. 51-54)
Э.В. Камалеев, А.И. Тузбеков
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) РАН, 450077, Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3143-5037, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5895-9826, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
РЕЗЮМЕ
До недавнего времени археологические исследования памятников Нового времени носили эпизодический характер. В последние годы исследования этого периода приобретают все большую актуальность, связаную с необходимостью изучения материальной культуры населения Башкирии XVI – начала XX века. Наряду с множеством артефактов, выявляемых в ходе раскопок памятников, основным археологическим материалом на поселениях рассматриваемого периода является гончарная керамика с ее локальными особенностями. Отсутствие работ, посвященных анализу выявленных находок на поселениях XVI – начала XX века, зачастую приводит к неверной интерпретации археологического памятника и его ошибочной датировке. Одним из примеров может служить Таптыковское селище, где обнаруженная археологами гончарная керамика русского населения XVII–XVIII веков была соотнесена с золотоордынским периодом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Таптыковское селище, археология, Новое время, гончарная керамика, Средневековье.


Для цитирования: Камалеев Э.В., Тузбеков А.И. Таптыковское селище: к вопросу об интерпретации археологического источника // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 51–54.
DOI:10.24411/2226-2296-2019-10411
Благодарность: Работа осуществлена в рамках Государственного задания по теме «Внутренние и внешние факторы культурогенеза населения Южного Урала (от эпохи палеометалла к Новому времени)», № АААА-А18-118041290046-0.


Перечень статей, опубликованных в журнале «История и педагогика естествознания» в 2019 году (С. 55-56)

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29