Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №3-2018

 

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №3 · 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА


ГЛАВНАЯ ТЕМА

СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЯНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (С. 5-14)



ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI СТОЛЕТИЯ: ПРЕДМЕТ, КРУГ ПРОБЛЕМ, ИМПЕРАТИВНОСТЬ КУЛЬТУРНО- ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ (С. 15-19)
И.М. ОРЕШНИКОВ, д.ф.н., проф. кафедры философии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье характеризуется философия образования и ее предмет, определяется круг проблем, познавательное и практическое значение, а также обосновывается необходимость, императивность культурно-гуманистической парадигмы образования, которая должна лежать в основе коренного реформирования системы образования XXI столетия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, обучение, воспитание, философия образования, культурно-гуманистическая парадигма, личность, культура, ценность, гуманизм, гуманитарная культура личности.



СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (С. 20-23)
Д.М. МУСЛИМЗАДЕ, д.ф.н., г.н.с.
Институт философии Национальной академии наук (НАН) Азербайджана (Азербайджан, AZ1073, г. Баку, пр-т Гусейна Джавида, д. 115).
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены проблемы социально-психологического и социально-философского осмысления феномена гражданской идентичности. Представлен анализ понятий «гражданская идентичность» и «этническая идентичность». Сделан вывод о том, что в условиях глобализации, открытости и проницаемости границ, культурного многообразия выбор идентичности связан не только с множественными вариантами в рамках своей культурной и национальной традиции, но и с иными, привнесенными извне.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная идея, идентичность, этническая идентичность, национальная идеология, азербайджанство.



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (С. 24-26)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С.И. ПАХОМОВ, д.х.н., проф., директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) (Россия, 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 51).
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены вопросы методологии исследовательского планирования, которое помогает студенту разобраться в логике применения имеющейся информации. Представлены основы гуманитаризации технического образования, основанные на требованиях государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования». В работе приведены основные математические методы, применяемые в различных курсах нефтяных специальностей. Предложен педагогико-психологический подход, являющий составным и важным компонентом подготовки инженеров, основополагающим в организации подразделения по интенсификации образовательного процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитаризация технического образования, гуманитарное моделирование подготовки инженерных кадров, математические методы, естествознание, культурно-гуманистическая парадигма, научная картина мира.



СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (С. 27-29)
А.Ю. ДАРЖАНИЯ, к.т.н., доцент, завкафедрой защиты в чрезвычайных ситуациях
Е.В. МАКАРОВА, к.п.н., доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях
И.Н. МЕРКОТУН, ассистент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях
ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросу, касающемуся оценки знаний обучающихся. За последние годы в учебно-методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые вызывают несомненный интерес. Кроме традиционных методов контроля предлагаются новые, например проекты и портфолио. Особое внимание в статье уделяется единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ), споры вокруг которых по-прежнему не утихают. В одной из школ Ставрополя нами было проведен опрос выпускников 9 и 11-го классов и их учителей-предметников. В результате проведенного анализа была выявлена целесообразность применения того или иного метода оценивания. Данные, полученные в процессе педагогического исследования, обработаны и систематизированы в графиках.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценивание, метод, обучающиеся, учителя, родители, опрос, образование, портфолио, проект, традиционный.



СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИСКУССТВА И АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ (С. 30-34)
Л.В. НОЖИЧКИНА, н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ)
(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены примеры использования потенциала искусства в профессионально-личностном развитии учителя. На основании исследований и анализа литературы автор раскрывает возможности использования потенциала арт-терапии в процессе психологического сопровождения профессиональной педагогической деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: искусство, арт-технологии, арт-терапия, групповая арт-терапия, профессионально-личностный рост, синдром эмоционального выгорания, организационно-педагогическая культура учителя.



ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ПШЕНИЦА В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ РОССИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ (С. 35-44)
К 70-летию открытия метода химического мутагенеза И.А. Рапопортом (1946–2016)
III. Свойства, сопутствующие высокой выносливости к неблагоприятным условиям внешней среды у озимой пшеницы
Н.С. ЭЙГЕС, селекционер-семеновод
Г.А. ВОЛЧЕНКО, селекционер-семеновод
ЗАО «Воскресенское» (Россия, 140207. Московская область, Воскресенский район). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С.Г. ВОЛЧЕНКО, член Союза писателей Москвы (Россия, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 50а/5, стр. 1).
Ю.А. ДУХАНИН, д.х.н., начальник управления земельной политики и развития растениеводства
Министерство сельского хозяйства и продовольствия, правительство Московской области (Россия, 127994. Москва, ул. Садово-Триумфальная
д. 10/13).
Н.Л. КУЗНЕЦОВА, н.с.
В.П. УПЕЛНИЕК, к.б.н., директор
ФГБУН Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН (ГБС РАН) (Россия, 127276, Москва, ул. Ботаническая, д. 4).
АННОТАЦИЯ
В настоящем исследовании показано, что одними из сопутствующих высокой адаптивности признаками [1, 2] у озимой пшеницы, являются высокие технологические, в том числе хлебопекарные (продовольственные) свойства. Эти свойства получены, так же как и адаптивные, с помощью метода химического мутагенеза. В комплексе с высокими адаптивными свойствами высокие хлебопекарные свойства способствуют распространению и возделыванию пшеницы (в данном случае озимой) в средней полосе России. Этому способствует и стабильность продовольственных свойств в разных условиях, закрепленная на генетической основе, что представляет собой новизну.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: химический мутагенез, озимая пшеница, адаптивные свойства, технологические свойства, хлебопекарные свойства, клейковина, продовольственное качество, фуражные свойства, стабильность, параметры качества, хемомутантные сорта и образцы.



ЗАГОТОВКА ПОДСОЛНЕЧНИКА В СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (С. 45-47)
С.А. ЖЕВАЛОВ, соискатель кафедры новейшей отечественной истории
Институт истории и политики Московского педагогического государственного университета (Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 88). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена роли внутренних и внешних поставок подсолнечника в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны (1941–1945), а также в предвоенные годы. Основу статьи составляют документы, хранящиеся в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ), основная часть которых впервые вводится в научный оборот. В статье выполнен обзор архивных данных, на основе которых определяются объемы подсолнечника, поступившего по обязательным поставкам, закупкам и другим источникам поступления. В статье уделяется внимание союзническим поставкам растительного масла по программе ленд-лиза. Актуальность исследования обусловлена непрекращающимися дискуссиями о значимости и существенности вклада в общую великую победу ленд-лизовских поставок продовольствия. В статье представлены результаты сопоставительного анализа внутренних и внешних поступлений растительного масла. Автор приходит к выводу, что Красная армия и советский народ в ходе войны с фашистской Германией использовали в большей степени внутренние заготовки подсолнечника.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Советский Союз, Великая Отечественная война, колхозно-совхозная советская деревня, поставки подсолнечника, ленд-лиз.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И НОВАТОРСКИЙ ОПЫТ В.А. СУХОМЛИНСКОГО (С. 48-51)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО
Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье продолжено рассмотрение научно-педагогического наследия отечественных педагогов. В канун 100-летия со дня рождения педагога-мастера Василия Александровича Сухомлинского анализируются его педагогические идеи с позиции их актуализации для построения современных программ воспитания личности. Теоретические положения и практические идеи педагога освещены в новом прочтении сегодня, когда особенно остро ощущается дефицит системно выстроенной и технологически отлаженной воспитательной системы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исторический опыт, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, образование, воспитание, гуманная педагогика, новая школа, сетевая культура, инновационное обучение, нравственность, доверие, индивидуализация, семья, учитель, личность.


 
ОБРАЗ КИБЕРНЕТИКИ В ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ (С. 52-56)
Н.Г. БАРАНЕЦ, д.ф.н., доцент, проф. кафедры философии
А.Б. ВЕРЕВКИН, к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной математики Ульяновский государственный университет (Россия, 432017, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье изучается проблема искажения исторической памяти научного сообщества, то есть дисциплинарно определяющих образов событий, принятых учеными. На историческую память влияют многие факторы, и в том числе идейно-доктринальные представления историков науки. Этой новой и актуальной теме эпистемологии истории науки посвящена данная работа. Замечено идеологическое влияние на реконструкцию истории отечественной кибернетики. Указана целесообразность применения терминов «кибернетика», «прикладная математика», «информатика» к разным периодам развития советской вычислительной науки и интеграции ее в ряд естественных и гуманитарных дисциплин. Разобрана достоверность распространенных в научно-популярной литературе мифов: о системных идеологических помехах развития советской кибернетики, о бесплодности кибернетического проекта в СССР. Рассмотрено философское мировоззрение основоположников советской кибернетики, повлиявшее на направление ее развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кибернетика, историческая память, национальная наука, эпистемология истории науки.



ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ В РУССКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (С. 57-59)
Н.Э.ЧЕРНЯВСКАЯ, к.п.н., доцент, завкафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации
Н.В. КИРЕЕВА, к.п.н., доцент, проф. кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации
Е.Н. КОРЕНЕВА, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации
Белгородский государственный институт искусств и культуры (Россия, 308033, г. Белгород, ул. Королева, д. 7).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена определенному этапу становления женского образования в Англии в эпоху правления королевы Виктории, раскрываются особенности данного периода, который был отмечен усиленным развитием системы женского образования в Англии и формированием педагогических направлений женского образования. В статье используются архивные материалы из русской периодической печати, проявлявшей живой интерес к обучению женщин за рубежом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: женское образование, педагогика, викторианская эпоха, народное образование, английское общество, предмет,
дисциплина.

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29