Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №1-2018

 

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №1 · 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (С. 5-8)
О.В. СМИРНОВА, к.ф.н., проф.
ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет
(Россия, 162600, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5).
E-mail: ovsmirnova35@gmail.сom
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются роль и место постнеклассической науки в жизни общества в условиях научно-технической революции. Рассматривается специфика естественных наук, особенности взаимосвязи объекта и субъекта познавательной деятельности, изменения в методологии и категориальном аппарате данной отрасли научного знания. Выявляются основные методологические, мировоззренческие и этические проблемы современного естествознания, требующие философского изучения. Обозначается необходимость изменений в подготовке научных кадров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: постнеклассическая наука, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, социальное развитие, познавательная деятельность, проблемы естественных наук, этика науки, научные кадры.



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ (С. 9-12)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу опыта работы региональных инновационных образовательных организаций. Выявлены некоторые проблемы и риски социализации школьников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мировоззрение, социализация школьников, инновационные проекты и программы, проблемы и риски социализации.

МОТИВАЦИЯ КАК СТИМУЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (С. 13-15)
Т.М. ТКАЧЕВА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики
ФГБОУ ВО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены типы мотиваций и их корреляция с качеством и интенсивностью самостоятельной работы студентов. Проведено анкетирование студентов 2-го курса с целью выявления предпочтения определенной мотивации. Показано, что на первое место студенты поставили когнитивную мотивацию, а следом с очень маленьким отрывом располагается мотивация достижения успеха. Приведены принципы развития самодисциплины и самоконтроля. Показано, что залогом успеха в обучении является студенто-ориентированные педагогические технологии и высокий профессиональный уровень преподавателей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: типы мотиваций, самостоятельная работа студентов, самоконтроль и самодисциплина студентов, студенто-ориентированные педагогические технологии.



СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ (С. 16-20)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Л.В. НОЖИЧКИНА, н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ)
(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье выявлены проблемы, противоречия, предпосылки создания сетевой региональной модели службы школьной медиации в Подмосковье.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиативный подход, метод школьной медиации, служба школьной медиации, сетевая региональная модель.



ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСИТЕЛЕЙ, ИЗВЛЕКАЕМЫХ ИЗ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ, ДЛЯ КОЛОРИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
CООБЩЕНИЕ III. CОСТАВ ЭКСТРАКТОВ (С. 21-27)
К.И. КОБРАКОВ, д.х.н., проф., завкафедрой органической химии
Д.Н. КУЗНЕЦОВ, к.х.н., доцент кафедры органической химии
А.Г. РУЧКИНА, к.х.н., доцент кафедры органической химии
И.А. НАДЫРБАЕВ, аспирант кафедры органической химии
ФГБОУ ВО Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Россия, 119991, Москва, ул. Малая Калужская, д. 1). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены основные вехи изучения строения природных красителей и этапы развития синтетических методов получения их аналогов. В данной статье приведена обширная библиография по теме статьи, в том числе работы исследователей XIX–XXI веков по определению химического состава экстрактов растительного происхождения, строения и свойств природных красителей. На основании рассмотрения данных работ были сделаны выводы о возрождении попыток внедрения природных красителей в промышленное производство, а также даны общие предложения по вектору развития исследований по этому направлению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история химии, природные красители, синтетические красители, экстракты красителей, азосоединения.



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА В РОССИИ (С. 28-31)
А.А. КОСНЫРЕВА, лаборант
М.А. ВИННИК, д.п.н., в.н.с.
Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В.М. ЧАРУГИН, д.ф.-м.н., проф.
Московский педагогический государственный университет (Россия, 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье приводится определение учебного фильма. Показана необходимость использования учебных фильмов в учебном процессе. Кратко описаны основные этапы развития учебного фильма в России. Зарождение учебного фильма (1896–1930). Введение учебных фильмов в образовательный процесс (1930–1940). Военный и послевоенный период (1940–1960). Становление учебного фильма как отдельного жанра научного кино (1960–1980). Спад производства учебных фильмов (конец 1980–2000). Современный этап развития учебного фильма. Показано место и выявлена роль учебного фильма в массовых открытых онлайн-курсах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиаобразование, аудиовизуальные средства обучения, учебные и научные фильмы, история педагогики.



МЕТОДОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ИСТОРИИ В ТРУДАХ АЛЬ-МАСУДИ (С. 32-38)
АЛНАДДАФ С.Н., аспирант
ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрен особый стиль изложения исторического материала и метод критического разбора Аль-Масуди. Он отличается сжатостью и лаконичностью материала. Таким образом, можно сказать, что у Аль-Масуди был выработан свой конкретный стиль для книги «Указания и наблюдения», который не походит даже частично на стиль изложения предыдущих произведений. Данное исследование акцентирует внимание на разъяснении стиля автора в изложении исторического материала и критического подхода. Сосредоточившись на изучении данной тематики, мы сможем увидеть четкую картину зрелости стиля изложения материала, к которой пришел Аль-Масуди как историк в конце творческого пути.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Аль-Масуди, методология, исторические материалы, арабский язык, Коран, пророк.



ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ КОНТРРАЗВЕДКИ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (С. 39-41)
Д.В. КУВАЕВ, аспирант
ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет (Россия, 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки оперативных работников контрразведки Тихоокеанского флота, развернутой в условиях мобилизации в период Великой Отечественной войны. На основе рассекреченных ведомственных архивных документов 1940-х годов исследуются организационно-кадровые задачи особого отдела НКВД – отдела контрразведки Смерш Тихоокеанского флота по повышению профессиональной подготовки сотрудников и комплектованию на советском Дальнем Востоке кадрового резерва контрразведчиков для укрепления Западного фронта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: особый отдел НКВД Тихоокеанского флота, отдел контрразведки Тихоокеанского флота, подготовка оперативных работников военной контрразведки, зафронтовые диверсионные резидентуры Дальнего Востока.


 
ИЗ ИСТОРИИ РЕАКЦИИ ПРИНСА. РАБОТЫ Д.Л. РАХМАНКУЛОВА В ОБЛАСТИ КОНДЕНСАЦИИ ОЛЕФИНОВ С ФОРМАЛЬДЕГИДОМ (С. 42-44)
А.В. МАМЛИЕВА, аспирант
Н.Н. МИХАЙЛОВА, к.х.н., доцент кафедры общей, аналитической и прикладной химии
Ф.Н. ЛАТЫПОВА, к.х.н., доцент кафедры общей, аналитической и прикладной химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена история развития реакции Принса – взаимодействие непредельных соединений с формальдегидом. Проанализированы работы отечественных ученых в данной области. Определены направления изучения данной реакции. Приведены преимущества гетерогенных катализаторов перед кислотными. Показан вклад Д.Л. Рахманкулова в изучение данной реакции с точки зрения совершенствования условий ее проведения. Оценена роль отечественных ученых в расширении возможностей применения
реакции Принса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реакция Принса, непредельные соединения, формальдегид, гетерогенные катализаторы, замещенные 1,3-диоксаны, микроволновое излучение.



ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

АКАДЕМИК А.А. БАЛАНДИН — СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ГЕТЕРОГЕННОГО КАТАЛИЗА (С. 45-48)

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29