Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №4-2017

 

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №4 · 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (С. 5-11)
И.М. ОРЕШНИКОВ, д.ф.н., проф. кафедры философии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа,
ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Т.И. ШКЕРИНА, ведущий специалист
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» (Россия, 119313, Москва, ул. Гарибальди, д. 4г). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье дается философское осмысление сложной междисциплинарной и комплексной проблемы «искусственного интеллекта». Рассматриваются философские, теоретико-методологические и аксиологические вопросы, характеризуются интеллект человека и «искусственный интеллект» компьютера. Показывается существенное их различие, приводятся позитивные и негативные последствия вторжения «искусственного разума» в нашу жизнь. Характеризуется технико-технологическое отчуждение. Делается вывод о том, что интеллект имеет идеальную и общественно-историческую природу и присущ только человеку.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, наука, человек, сознание, интеллект, мышление, «искусственный интеллект», компьютер, идеальное, творчество, психо-физиологическая проблема, научный материализм, диалектический материализм, технико-технологическое отчуждение, технологии, гуманистическая идеология.




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


О ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕРМОХИМИИ (С. 12-15)
А.Г. БИКЧЕНТАЕВА, к.х.н., доцент кафедры физической и органической химии
В.В. РЕПИН, к.т.н., доцент кафедры промышленной теплоэнергетики
Л.З. РОЛЬНИК, д.х.н., проф. кафедры общей, аналитической и прикладной химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена специфике изучения термохимии, преподаваемой в различных дисциплинах. Рассмотрена взаимосвязь между предметами, излагающими данную тему, а также предложено учитывать количество часов в зависимости от повторного рассмотрения материала в других дисциплинах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тепловой эффект, общая химия, физическая химия, термохимия, химическая реакция, предмет, дисциплина.

ТРИЗ+ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ: ИТОГИ (С. 16-21)
П.А. ПЕТРОВ, к.т.н., доцент, завкафедрой обработки материалов давлением и аддитивных технологий
С.А. ТИПАЛИН, к.т.н., доцент, проф. кафедры обработки материалов давлением и аддитивных технологий
П.И. СТРОКОВ, ст. преподаватель кафедры обработки материалов давлением и аддитивных технологий
Московский политехнический университет (Россия, 107023, Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена внедрению комплекса дисциплин ТРИЗ в образовательный процесс, применению методик и алгоритмов дисциплины для решения реальных задач студентами, в том числе в рамках проектно-ориентированной модели образования, развиваемой в вузе. Показано, что для успешного освоения и овладения навыками применения инструментов ТРИЗ студентам необходимы «сквозное» преподавание данного предмета в течение срока обучения, реальные примеры и практика применения методов, а также участие в действующих проектах университета, включая совместную работу с внешними заказчиками и партнерами вуза.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка специалистов, ТРИЗ, совершенствование техники, проектное образование, инновации.



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (С. 25-26)
Д.М. ГАБИТОВА, доцент кафедры внутренних болезней
ГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет (Россия, 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
При защите населения от табачной интоксикации и последствий, вызываемых курением, необходимо использовать как меры предупреждения начала табакокурения (ТК), так и меры прекращения ТК курящими людьми. В статье предлагается комплексное и системное применение соответствующих мер по контролю распространения ТК, включая образовательные, медицинские, экономические, законодательные и административные ресурсы, которые дадут существенный эффект по снижению распространения ТК среди населения и, безусловно, в последующем снизят заболеваемость и смертность среди населения. Проанализирован опыт развитых западных стран, которые благодаря масштабному методическому наступлению на распространение ТК достигли значимых результатов. Рассмотрены мероприятия, предпринимаемые в России на протяжении последних десятилетий в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий для различных групп населения. Обусловлена необходимость использования таких технологий для снижения числа курящих среди медицинских работников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: табак, никотиновая зависимость, образование, курящее население, профилактика.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, РИСКИ (С. 27-30)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье выявлены проблемы, противоречия, риски создания служб школьной медиации в России и Подмосковье.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: службы школьной медиации.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ УСТАНОВОК ТЕРМИЧЕСКОГО КРЕКИНГА НА БАКИНСКИХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДАХ (С. 27-32)
Х.Х. АХМАДОВА, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа
ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Д.В. ШТЕПА, м.н.с. кафедры общей химии
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, химический факультет (Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 3).
Н.Ч. МОВСУМ-ЗАДЕ, к.т.н., н.с.
Институт информационных технологий НАН Азербайджана (Азербайджан, AZ1141, г. Баку, ул. Б. Вахабзаде, д. 9 а).
АННОТАЦИЯ
В статье приведен краткий обзор по основным реконструкциям установок термокрекинга в период 1950–1980 годов в связи с переводом на процесс риформинга, комбинированием с другими процессами и с внедрением более современных технологий пиролиза на бакинских НПЗ. Показано, что при реконструкции установок термокрекинга применялись различные технологии: мягкий и глубокий крекинг, крекинг с водяным паром, с добавкой воды и т. д. Развитию процессов термического крекинга, их промышленному внедрению и эксплуатации способствовали научные исследования азербайджанских ученых и творческая работа инженеров бакинских заводов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бакинские НПЗ, термокрекинг, риформинг, пиролиз, гудрон, мазут, бензин, мягкий крекинг, глубокий крекинг, крекинг с водой, водяным паром, реконструкция.



ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ: ОТ ЛИТЕРАТУРНОГО ФАНТОМА ДО СОЗДАНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (С. 33-35)
В.П. БОРИСОВ, д.т.н., г.н.с.
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова (ИИЕТ) РАН (Россия, 125315, Москва, ул. Балтийская, д. 14). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен пример взаимовлияния образов научной фантастики, нереализованных научно-технических предпосылок и создания новых видов техники. Отмечена возможная преемственность идей, содержавшихся в романе А.Н. Толстого, широковещательных заявлениях изобретателя Н. Теслы и поисковых исследованиях сформированного в 1930-х годах НИИ-9.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гиперболоид инженера Гарина, «лучи смерти» Теслы, СВЧ-техника, радиолокационные установки непрерывного излучения.



ЭЛЕКТРОХОД БОРИСА СЕМЕНОВИЧА ЯКОБИ (С. 36-39)
А.И. ДЕМИДОВ, д.х.н., проф.
ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29).
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена началу практической деятельности выдающегося российского физика и электротехника, члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук Бориса Семеновича Якоби (1801–1874) по использованию электродвигательной машины, изобретенной им для движения судна (электрохода).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: академик, электродвигатель, электроход.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ (С. 40-44)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО
Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье в контексте продолжения рассмотрения научно-педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов анализируются педагогические идеи Яна Амоса Коменского с позиции их актуализации для решения современных проблем образования. Обозначен ряд важных посылов, являющихся научным основанием нового прочтения констант современной образовательной парадигмы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, образовательная парадигма, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, воспитание, дидактика, новая школа, инновационное обучение, педагогический процесс, учитель, личность ученика.

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПЛАНИРОВАНИЯ И КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР. ЧАСТЬ III. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СССР, СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НИР, ОКР И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР (1969–1975 ГОДЫ) (С. 45-51)
В.В. КАЛУГИН, к.б.н., доцент
ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии (Россия, 109428, Москва, Рязанский проспект, д. 24, к. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной в журнале хронологической серии работ В.В. Калугина из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1917–1980). В этой статье рассматриваются: научно-технический комплекс СССР (НТК СССР); научно-информационное обеспечение НИР и ОКР; сравнительная характеристика, финансирование, распределение НИР и ОКР по видам работ в СССР; основные результаты НИР, ОКР и их использование; распределение защищенных диссертаций по отраслям науки в СССР (1969–1975).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-технический комплекс СССР, военно-промышленный комплекс СССР, научно-информационное обеспечение, сравнительная характеристика и распределение НИР и ОКР в СССР, распределение работ и диссертаций по отраслям наук в СССР.

Перечень статей, опубликованных в журнале «История и педагогика естествознания» в 2017 году (С. 52-53)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ (С. 54)

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29