
Содержание номера "История и педагогика естествознания" №2 · 2017
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ИДЕАЛЫ БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И БИОЭТИКИ ХХI ВЕКА (С. 5-10)
И.М. ОРЕШНИКОВ, д.ф.н., проф. кафедры философии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются многие актуальные проблемы философской антропологии, биологии человека и биоэтики, характеризуются необходимые гуманистические философско-антропологические основания и идеалы этих научных дисциплин, обосновывается важная мысль о том, что аксиологизация и гуманизация биологии человека и биоэтики – есть веление времени, императивы XXI века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, наука, человек, биология, биология человека, биоэтика, гуманизм, философско-антропологические основания, императив, концепция, гуманитарная культура, ценности, природа человека, сущность человека.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ УЧИТЕЛЯ (С. 11-14)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования через самоопределение, самовыражение, самореализацию, дается классификация этапов профессионального личностного роста педагога, педагогические риски.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самопроектирование, самовыражение, самореализация, самопознание, творческий потенциал педагога, педагогические риски личностного роста.
ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ШКОЛЫ «АРКТИКА» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (С. 15-17)
В.П. МАРФУСАЛОВА, к.п.н., науч. руководитель школы «Арктика», доцент кафедры начального образования
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (Россия, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 2). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются современные тенденции развития образования малочисленных народов Севера. Раскрывается концепция, особенности образовательного процесса и проекты, реализуемые в школе малочисленных народов Севера «Арктика».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малочисленные народы Севера, этнокультурное образование, образовательная среда, родной язык, культура народов Севера, принципы жизнедеятельности школы, общинное самоуправление.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АСПЕКТЕ ВЫЗОВОВ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА (С. 18-20)
Е.Н. ФЕДОРОВА, к.п.н., проф.
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», (Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются социокультурная обусловленность профессиональной педагогической деятельности, ее функции в изменяющемся образовании в первой четверти XXI века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональные роли учителя.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ИСТОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ИХ РАЗВИТИЕ (С. 21-24)
И.И. ХАСАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Е.А. ЛОГИНОВА, инженер
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются процессы создания, управления и применения информационных образовательных ресурсов. Показано применение мультимедийных технологий и сценарных моделей представления знания предметной области, тренажерных комплексов и интерактивных пособий для моделирования изучаемых явлений, технологических процессов в ходе обучения специалистов и обслуживающего персонала.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, информация, системный анализ, информационные ресурсы, образовательные ресурсы, тренажеры.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (С. 25-30)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО
Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье продолжено освещение особенностей развития дидактических систем в истории отечественной педагогической мысли, реализованное в публикациях О.Г. Грохольской «Исторический экскурс развития дидактических систем», «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс», «Научно-педагогическое наследие педагогов России: краткий исторический экскурс». Обозначена роль историко-педагогического опыта как неиссякаемого животворного источника и одновременно способа приращения научного знания, критерия его истинности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дидактика, система обучения, история, научно-педагогическое наследие, педагогический процесс, дидактическая система, нравственность, духовность, коллектив, воспитание.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ КУРСА ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (С. 31-33)
А.Ф. СМЫК, д.ф.-м.н., доцент, завкафедрой физики
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.В. ПАУТКИНА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)) (Россия, 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы истории создания отечественных учебных курсов физики, формирования методики преподавания физики от средней до высшей школы, а также проанализировано содержание курса физики в технических вузах в период с конца ХIХ до середины ХХ века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физика, курс физики, высшее техническое образование, история науки, историко-индуктивный и дедуктивный методы.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРОЗНОГО КАК ПЕРВОГО ЦЕНТРА В СССР ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМУЛЬСИОННОГО ВОПРОСА (С. 34-36)
Х.Х. АХМАДОВА, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа
М.А. ТАКАЕВА, ст. преподаватель кафедры химической технологии нефти и газа
ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Показано, что грозненские ученые первыми в отечественной нефтепереработке начали заниматься проблемой изучения нефтяных эмульсий. Большой вклад в становление и развитие отечественного эмульсионного дела внесли грозненские исследователи В.А. Сельский, И.О. Лучинский, С.А. Вышетравский, И.Н. Аккерман и др. Ими было определено содержание воды и примесей в нефти, установлены факторы устойчивости и неустойчивости нефтяных эмульсий, исследован состав буровых вод грозненских месторождений, проведено микроскопическое исследование нефтяных эмульсий. Благодаря этим исследованиям Грозный в 1920–1930-е годы сформировался как первый центр по изучению нефтяных эмульсий в СССР.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, нефтяные эмульсии, разложение, подготовка, обезвоживание, обессоливание, переработка, вода, соли, глины, гидрофобные, гидрофильные, способы разложения, опыты, исследования, грозненские ученые.
ВКЛАД УЧЕНЫХ И ИНЖЕНЕРОВ В РАЗВИТИЕ ГРОЗНЕНСКОГО НЕФТЕПЕРЕГОННОГО ДЕЛА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (С. 37-42)
Х.Х. АХМАДОВА, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа
М.А. МУСАЕВА, ст. преподаватель кафедры химической технологии нефти и газа
ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные этапы развития и становления процесса первичной перегонки грозненской нефти, начиная от всемирно известного перегонного куба братьев Дубининых и до современной комбинированной установки ЭЛОУ-АВТ-6. Показано, что все достижения в области переработки грозненской нефти явились результатом выдающихся открытий и изобретений многих отечественных ученых, инженеров и рабочих нашей страны. Значительный вклад в этих достижениях принадлежит грозненским инженерам и ученым. Особую ценность представляют исследования, проводимые в дореволюционный период грозненцами, которые первыми изучали грозненские нефти и предложили передовые для своего времени методы их переработки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: грозненские нефти, первичная переработка нефти, бензин, керосин, мазут, нефтепродукты, история, этапы развития и становления, исследования, лаборатория, кубовые установки, нефтеперегонные батареи, колонны, грозненские ученые и инженеры, первые грозненские заводы.
НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ МОЛЕКУЛЫ, ИЛИ ВОССТАНИЕ НЕВИДИМЫХ МАШИН (С. 43-45)
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАТЕЙ К ПЕЧАТИ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» (С. 46)
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (С. 47)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ (С. 48)