Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №4-2016

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №4 · 2016

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

НОВОСТИ (С. 5)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (С. 6-8)
В.Ю. КЕРИМОВ, д.г.-м.н., проф., завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.В. ОСИПОВ, к.г.-м.н., доцент, зам. завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Р.Н. МУСТАЕВ, к.г.-м.н., доцент, зам. завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65. корп. 1).
АННОТАЦИЯ
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России играет важную роль в мировом энергетическом сотрудничестве. В связи с возрастающей долей РФ в поставках энергоресурсов на международные рынки перед нефтегазовыми вузами страны как никогда остро стоит задача подготовки высококлассных специалистов для отрасли. Современные реалии ставят перед выпускниками
серьезные требования, в числе которых владение как сложным оборудованием, так и инновационными технологиями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенции, национальный исследовательский университет, образование, подготовка кадров, программные комплексы, топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
 
КУРС «ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 9-16)
Р.Н. БАХТИЗИН, д.ф.-м.н., проф., ректор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.О. ШЕМЯКОВ, к.т.н., доцент, начальник управления инноваций, стратегии и коммуникаций, ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Россия, 125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В.Ю. КЕРИМОВ, д.г.-м.н., проф., завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65. кор. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С.И. ПАХОМОВ, д.х.н., заместитель директора департамента аттестации научных и научно-педагогических работников, Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации (Россия, 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 51). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н, проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В работе представлены естественные положения зарождения гуманитаризации технического образования через лингвистику, юриспруденцию, историю. Проанализированы важные этапы необходимости введения курса «История специальности», представлены основы гуманитаризации, основанные на требованиях государственной программы РФ « Развитие образования на 2013–2020 гг.» Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования». Авторы попытались подтвердить приоритетные основы гуманитаризации технических специальностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитаризация технического образования, курс «История специальности», естествознание, культурно-гуманистическая парадигма, научная картина мира.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (С. 17-19)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с., Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
А.В. ЛИПАТОВ, педагог-организатор высшей категории, МБОУ гимназия № 11 (Россия, 143987, Московская область, г. Балашиха, Железнодорожный микрорайон, ул. Колхозная, д. 9). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается потенциал педагогической рискологии в инновационной деятельности по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников в образовательной организации. Также обосновывается необходимость формирования благоприятной эмоциональной среды, способствующей превращению единого воспитательного процесса в результативную созидательную работу по патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности школьников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формы, способы, средства, технологии инновационной деятельности, практический опыт по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников.

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ.
ДИАГРАММЫ ФРОСТА (С. 20-23)
О.Б. ЧАЛОВА, к.х.н., доцент, с.н.с. кафедры общей и аналитической химии
А.Т. ЧАНЫШЕВА, к.х.н., доцент кафедры общей и аналитической химии
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены диаграммы Фроста, их составление и применение при изучении окислительно-восстановительных свойств элементов в курсе «Неорганическая химия». Приведены примеры контрольных заданий с использованием диаграмм Фроста.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диаграммы Фроста, окисление, восстановление, диспропорционирование, сопропорционирование, задания для контрольных и самостоятельных работ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЦЕЛЯХ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ (С. 24-27)
Л.Г. КРИГЕР, с.н.с., Еврейский музей и центр толерантности (Россия, 127055, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр.1а). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию предпосылок для составления музейно-педагогических программ, направленных на формирование толерантности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейная педагогика, толерантность.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ФИЛИГРАНОВЕДЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ. ВОДЯНОЙ ЗНАК КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УТОЧНЕНИЯ АТРИБУЦИИ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (С. 28-34)
К.А. НЕМОВА, с.н.с., Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» (Россия, 111402, Москва, ул. Юности, 2). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены области применения методов филиграноведения при изучении произведений искусства на бумажной основе. На примерах графических работ из коллекций Государственного музея керамики (ГМК) и «Усадьбы Кусково XVIII века» и музея-усадьбы Останкино представлены способы подтверждения и отведения датировок произведений, уточнения времени издания гравюр и определения количества отпечатанных тиражей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: филиграноведение, водяные знаки, рукописные памятники, печатные памятники, датировка, образцы бумаги.

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ (С. 35-40)
У.С. СЕРИКОВА, к.т.н., доцент кафедры теоретических основ поисков и разведки нефти и газа, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (Россия,119991, Москва, Ленинский пр., д. 65. корп. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены исторические аспекты освоения человеком Арктического региона. Особое внимание уделено стратегическим открытиям, которые осуществили талантливые российские путешественники и ученые. Представлены данные об изучении минерально-сырьевых и водных ресурсов Арктики. Рассматриваемый этап стал весьма плодотворным в истории развития морских геолого-разведочных работ в России, в том числе для формирования ресурсной базы углеводородного сырья на акваториях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктика, Мировой океан, шельф, полярная область, землепроходцы, мореплаватели, нефтегазовые ресурсы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГОВ РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (С. 41-45)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье продолжено освещение особенностей развития дидактических систем в истории отечественной педагогической мысли, начатое в публикациях О.Г. Грохольской «Исторический экскурс развития дидактических систем», «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс». Обозначена важность всевозрастающей роли истории педагогики и образования как важнейшей методологической опоры успешных преобразований в образовательной сфере. Представлены примеры дидактических систем ученых-педагогов России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, воспитание, дидактика, система обучения, история, педагогический процесс, дидактическая система, гармоничная личность, методы обучения.

СРЕДНЕЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (С. 46-54)
В.Д. ПАВЛИДИС, д.п.н., проф., завкафедрой, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет (Россия, 460795, Оренбург, ул. Челюскинцев, 18). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена изучению процесса развития системы среднего математического образования России в XIX – начале XX века: дан аналитический обзор ее реформирования на протяжении 100 лет. В работе рассмотрены государственно-политические, социально-экономические, общественно-педагогические условия реформирования системы среднего образования в указанный период; выделены основные тенденции в развитии школьного математического образования; определены факторы, влияющие на содержание математического образования в средней школе. Автором приведены учебные планы гимназий и реальных училищ конца  XIX – начала XX века., дан сравнительный анализ программ по математике. Особое внимание уделено проектам реформ среднего образования России начала XX века их влиянию на математическое образование в школе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, развитие, система среднего образования, реформа, школьное математическое образование, учебные программы, гимназии, реальные училища.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОСФОГИПСА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ (С. 55-58)
Е.А. УДАЛОВА, д.т.н., проф.
А.И. ГАБИТОВ, д.т.н., проф.
А.Р. ШУВАЕВА, аспирант
И.В. НЕДОСЕКО, д.т.н., проф.
А.Р. ЧЕРНОВА, магистрант
В.В. ЯМИЛОВА, студент
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Утилизация отходов любого происхождения является актуальной задачей в настоящее время, так как их накопление и несвоевременное обезвреживание приводит к ухудшению экологической обстановки. Одним из самых многотоннажных отходов неорганического происхождения является фосфогипс, объемы которого исчисляются миллионами тонн. В настоящей статье представлены достижения в области одного из направлений утилизации фосфогипса – его вовлечения в процессы получения вяжущих веществ для строительной индустрии. Показаны возможные решения проблем, возникающих при переработке фосфогипса, а также пути интенсификации процессов получения гипсовых вяжущих на его основе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гипсовые вяжущие, строительные материалы, утилизация отходов, фосфогипс.

УНИКАЛЬНАЯ НЕФТЬ НАФТАЛАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
III. ВОЗДЕЙСТВИЕ НАФТАЛАНСКОЙ НЕФТИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ЕЕ ДЕЙСТВИЯ (С. 59-63)
У.Ф. ГАШИМОВА, д.б.н., директор, Институт физиологии им. А.И. Караева, Национальная академия наук Азербайджана (НАНА) (Азербайджан, AZ1100, г. Баку, ул. Шарифзаде, д. 78). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В.А. АДИГЕЗАЛОВА, к.б.н., доцент кафедры нормальной физиологии, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (АзГАФКС) (Азербайджан, AZ1072, г. Баку, пр. Фатали Хана Хойского, д. 98а). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Нафталанская нефть оказывает многообразное влияние на все функции организма. В данной статье рассматривается экспериментальное изучение ее влияния на обмен веществ, функции кроветворения, кровообращения и дыхания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нафталанская нефть, окислительно-восстановительные процессы, сахар в крови, холестерин, эритропоэз.

КРЕМНИЙОРГАНИКА – НАЧАЛО И ОСНОВА ЭЛЕМЕНТООРГАНИКИ (С. 64-72)
С.Н. ГУСЕЙНОВА, аспирант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Н.Ч. МОВСУМ-ЗАДЕ, к.т.н., н.с., Институт информационных технологий НАН Азербайджана (Азербайджан, AZ 1141, г. Баку, ул. Б. Вахабзаде, д. 9).
АННОТАЦИЯ
В статье представлены этапы зарождения и развития элементоорганической химии, особенно химии производных кремния. Показаны методы синтеза и практическое применение металлоорганических и кремнийорганических соединений в промышленности и фармацевтике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: элементоорганическая химия, кремнийорганическая химия, кремнийорганические полимеры, силоксаны.

ПШЕНИЦА В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ РОССИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ К 70-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ МЕТОДА ХИМИЧЕСКОГО МУТАГЕНЕЗА И.А. РАПОПОРТОМ (1946–2016)
I. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ (С. 73-79)
Н.С. ЭЙГЕС, н.с.
Г.А. ВОЛЧЕНКО, инженер-исследователь
Е.Н. АЛЕКСАНДРОВ, д.х.н., завлаб, ФГБУН Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН (Россия, 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 4)
С.Г. ВОЛЧЕНКО, член Союза писателей Москвы (Россия, 121109, Москва, ул. Большая Никитская, д. 50а/5, стр. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ю.А. ДУХАНИН, д.х.н., начальник управления земельной политики и развития растениеводства, ФГБУ Министерство сельского хозяйства и продовольствия. правительство Московской области (Россия, 127994, Москва, ул. Садово-Триумфальная, д. 10/13).
АННОТАЦИЯ
Представлены кратко периоды развития становления озимой пшеницы в средней полосе России. До 40-х годов XX века здесь из озимых зерновых в производстве возделывалась рожь. Выращивания озимой пшеницы в этот период в производстве не было из-за отсутствия зимостойких сортов. Анализируются сорта озимой пшеницы, обладающие признаками зимостойкости и способные переносить зимы в средней полосе. Приводится сравнительное изучение зимостойкости сортов озимой пшеницы, созданных с использованием разных методов: а) традиционной селекции, б) химического мутагенеза. Дано соотношение роли технологии возделывания озимой пшеницы и роли сорта (генотипа) в разные периоды развития становления озимой пшеницы, где признак высокой зимостойкости играет решающую роль для возделывания в средней полосе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этапы становления, яровая, озимая пшеница, химический мутагенез, зимостойкость, сорта, соотношение роли технологии и роли генотипа, традиционная селекция.

ПРОГНОЗ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ НА КАМЧАТКЕ: РОЛЬ ЭКСПЕРТОВ (С. 80-86)

ПРОГНОЗ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ НА КАМЧАТКЕ - СТАТЬЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕВ.В. ИВАНОВ, к.г.-м.н., с.н.с., Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Россия, 68306, г. Петропавловск-Камчатский, бул. Пийпа, д. 9). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В последние шесть десятилетий на Камчатке работала замечательная плеяда исследователей (экспертов), чьими силами был разработан ряд оригинальных методик мониторинга и прогнозирования вулканических извержений, на основе которых был выдан ряд эффективных краткосрочных прогнозов вулканических извержений: большого трещинного Толбачинского в 1975–1976 годах, побочного Ключевского в 1983 году, Шивелуча в 2001 году, Кизимена в 2009–2011 годах, Безымянного в 2001–2012 годах и
др. Детальный анализ полученного на Камчатке богатого опыта будет способствовать повышению эффективности прогнозирования природных катастроф.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вулканическое извержение, вулканическая опасность, прогнозирование извержений вулканов, эксперты.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

 

 ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» В 2016 г. (С. 87-88)

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29