Обложка журнала "История и педагогика естествознания"

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №3 · 2016

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

НОВОСТИ (С. 5)

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ – ВОСПИТАТЕЛЬ – УЧЕНЫЙ. 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.Н. ЧИСТЯКОВА (С. 6-7)

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИИ, СИНЕРГЕТИКИ И ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ (С. 8-15)
ИВАНОВ О.П., к.г.-м.н., в.н.с.
ВИННИК М.А., д.п.н., в.н.с.
СНАКИН В.В., д.б.н., в.н.с., завсектором, Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены положения основных междисциплинарных направлений и дан анализ их достижений в области современного миропонимания. Особое внимание уделено проблемам эволюции сложных систем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сложные системы, эволюция, неравновесность, структурно-фазовые переходы, хаос, порядок, сукцессия, биосфера, биота, логистические уравнения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГУМАНИТАРНО-СМЫСЛОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО - ПРОМЫШЛЕННЫХ КАДРОВ: ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ (С. 16-19)
С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН, к.п.н., с.н.с., ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Л.А. ПУШИНА, к.филол.н., доцент, ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет, (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
К.И. КОБРАКОВ, д.х.н. проф., зав. кафедрой органической химии, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ;
М.Г. БАЛЫХИН, к.э.н., доцент, проректор по инновациям и развитию, ФГБОУ ВО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, 117997, Москва, ул. Садовническая, д. 33). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье представлены ведущие принципы моделирования содержания подготовки специалистов промышленности, отвечающие логике гуманитарных смыслов их будущей работы на производстве. Принципы выражают деятельностный характер строящейся на их основе модели содержания. В числе принципов: диалогизм обучения, наличие в содержании методологических обобщений, а также культурно-историческая интегрированность содержания. Приводятся и развернуто раскрываются направления реализации сформулированных принципов, выражающие их потенциал в системно-структурном моделировании содержания подготовки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка специалиста, гуманитарно-ориентированное содержание, моделирование, принципы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ АКЦЕНТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ (С. 20-23)
О.Г. Грохольская, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные посылы, оказывающие влияние на развитие образовательных процессов сегодня, а также реализация новых подходов в образовании, отвечающих вызовам времени и учитывающих духовные традиции нашей страны. Рассмотрены основные составляющие новой парадигмы образования как модели постановки и решения проблем образовательной системы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, парадигма, воспитание, культура, цивилизация, нравственность, духовность, информационная среда, безопасность, жизнеспособная личность, ценностные ориентиры, история, профессиональное научно-педагогическое сообщество.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА АСОУ. ФОРМАЛЬНОЕ, НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (С. 24-26)
Н.Д. ПЛЕЧЕВА, к.т.н., с.н.с., Научно-учебный центр педагогического сопровождения последипломного образования. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с., Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс непрерывного обучения и образования взрослых. Исторический экскурс и понятие неформального, информального образования. Представлен опыт формального, неформального, информального обучения-образования регионального вуза.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование взрослых, формальное образование, неформальное и информальное обучение-образование.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (С. 27-28)
М.Н. БУЧЕНКОВА, К.п.н., доцент кафедры развития образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются положения ФГОС, касающиеся школьных библиотек, взаимодействие учащихся и школьной библиотеки, формирование информационной компетентности учащихся, использование школьной библиотеки во внеурочной деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьная библиотека, внеурочная деятельность, информация, ФГОС, информационная компетентность, поддержка чтения, проектная деятельность.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ-БАКАЛАВРАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (С. 29-32)
Г.В. СПИРИДОНОВА, к.т.н., доцент, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, MD-3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д.128). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
П.В. МАКАРОВ, к. ф.-м.н., доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Н.В. СЕМЕНОВА, старший преподаватель, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена методика и методология изучения математических дисциплин, проведения самостоятельной работы по математическим дисциплинам студентами-бакалаврами экономических специальностей. Изложены математические понятия на основе классического подхода и с учетом профессиональной направленности обучения, разобраны примеры задач для практических занятий и самостоятельной работы, решение которых проводится с использованием электронных таблиц MS Excel.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методика преподавания, математические дисциплины, самостоятельная работа, бакалавр, экономические специальности, экономические задачи.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ СВЧ
II. Применение микроволнового излучения в химии (С. 33-38)
Э.А. ГЮЛЬМАЛИЕВ, аспирант
В.Ф. ТРЕТЬЯКОВ, д.т.н., проф., г.н.с.
Р.М. ТАЛЫШИНСКИЙ, д.х.н., в.н.с., Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН (ИНХС РАН) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 29).
В.П. БОРИСОВ, д.т.н., заместитель директора, ФГБУН Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН). (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д.14).
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет, (Россия, 450062, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Приведен исторический обзор развития технологии СВЧ, продемонстрированы основные достижения в использовании микроволнового излучения, ионного излучения в быту, науке и различных отраслях народного хозяйства. Проанализированы экономические и экологические перспективы развития СВЧ технологии и биохимические аспекты проблемы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: микроволновое, ионное излучение, электроника, химия, катализ, экология.

УНИКАЛЬНАЯ НЕФТЬ НАФТАЛАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
II. Изучение биологических свойств Нафталанской нефти и ее действия на организм (С. 39-45)
В.А. АДИГЕЗАЛОВА, к.б.н., доцент кафедры нормальной и спортивной физиологии, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (АзГАФКС) (Азербайджан, AZ1072, Баку, пр-т Фатали Хана Хойского, д. 98). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Лечебная нафталанская нефть по своим свойствам заметно отличается от любой нефти мира, добываемой обычно в промышленных целях. Этим, очевидно, и обусловливаются как ее специфические биологические свойства, так и терапевтическое значение. Особые свойства нафталанской нефти, вероятно, обусловлены строением входящих в ее состав многочисленных углеводородов, их сочетанием в отдельных фракциях, а также природой азот- и серосодержащих соединений и нафтеновых кислот. Настоящая статья посвящена истории изучения биологических свойств нафталанской нефти и первым попыткам выяснения влияния нафталанской нефти и ее фракций на живой организм.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нафталанская нефть, обессмоленный нафталан, накожное применение, нафтеновые кислоты, обменные процессы.

ВЕЛИКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-САМОУЧКА И.П. КУЛИБИН (С. 46-49)
С.В. КОЖОКАРЬ, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования, Институт педагогики и психологии образования (ИППО) ГАОУ ВО Московский городской университет (МГПУ) (Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрен процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя.
Представлены особенности мира техники как источника познания творческого начала в личности человека, разработаны критерии познавательного интереса к технике. Раскрыто стимулирующее воздействие раннего приобщения детей дошкольного возраста к технике, которая играет важную роль как в становлении творческого потенциала ребенка, так и в формировании его творческой личности в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольное образование, познавательный интерес, творческая личность, человек-изобретатель.

ЯПОНСКИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС НАЧАЛА XXI ВЕКА: КИТАЙСКИЙ ФАКТОР (С. 50-54)
Э.В. УХАНОВА, аспирант факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Всесторонний рост Китая и исторические проблемы, имеющиеся между ним и Японией, определяют его восприятие японцами как угрозы. Это породило новый дискурс, который предлагает различные стратегии китайской политики Японии в XXI веке. В статье описаны основные принципы взаимоотношений Японии и Китая на современном этапе, в частности, каким образом китайский фактор влияет на формирование стратегии Японии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Япония, Китай, китайский фактор, стратегия соперничества, стратегия сотрудничества.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В. (С. 55-59)
Т.Н. САВИНОВА, к.и.н., н.с. лаборатории биогеографии и мониторинга биоразнообразия, ФГБУН Институт степи УрО РАН (Россия, 460000,Оренбург, ул. Пионерская, д. 11). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории естественнонаучных исследований, проводившихся в Оренбургском регионе в первой четверти XX в., в том числе в период смены на территории губернии власти. В ботанических, геологических, географических и др. исследованиях принимали участие как известные ученые, специально приезжавшие в регион для проведения своих научных изысканий, так и ученые-любители. Но несмотря на глубину проводимых работ в целом они затрагивали только отдельные аспекты изучения природы на отдельных участках губернии. К проведению сначала сплошного геологического изучения приступило Оренбургское казачье войско на своей территории начиная с 1904 г., затем гипсометрическое, геологическое и ботаническое изучение начала проводить почвенно-ботаническая экспедиция по заданию Оренбургской губернской земской управы и Оренбургского казачьего войска. Эти работы не были завершены по причине смены государственного устройства, но некоторые результаты были опубликованы уже в советское время. В целом же период первой четверти XX в. можно охарактеризовать как время перехода от разрозненных естественнонаучных исследований на территории региона к комплексным систематическим работам.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история науки начала XX в., история науки 1917-1919 гг., история оренбургской науки первой четверти XX в.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (С. 60)

 

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29