Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №2-2016

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №2 · 2016

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

НОВОСТИ (С. 5)

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

ВОСПИТАНИЕ ПО ПЕСТАЛОЦЦИ К 270-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ (С. 6-9)

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (С. 10-16)
И.М. ОРЕШНИКОВ, д.ф.н., проф. кафедры философии, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Т.И. ШКЕРИНА, ведущий специалист, ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» (Россия, 119313, Москва, ул. Гарибальди, д. 4Г). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье выделены и охарактеризованы аксиологические, гуманистические и антропологические основания современного (постнеклассического) естествознания. В связи с этим рассмотрены многие актуальные философские, логико-гносеологические, этические и эстетические проблемы естественных наук, обоснованы необходимость и значимость культурно-гуманистической парадигмы для нормального, перспективного, гуманистического развития и функционирования естествознания. Высказано
положение о том, что гуманитарная, философская культура является важнейшим критерием не только подлинной интеллигентности ученого-естественника, но и его профессионализма и компетентности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, наука, естествознание, аксиологические, гуманистические и антропологические основания, логико-гносеологические проблемы, ценность, идеалы, антропный принцип, философская культура ученого, гуманитарная культура, эстетическая культура, гуманизм, культурно-гуманистическая парадигма, этика ученого, научная картина мира, ученый-естественник.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (С. 17-20)
С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН, к.п.н., ст.н.с., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
М.Г. БАЛЫХИН, к.э.н., доцент, проректор, ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, 117997, Москва, ул. Садовническая, 33). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Л.А. ПУШИНА, к. филол.н., доцент, ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н, проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет
(Россия, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются социально-экономические и эстетические критерии, определяющие внутреннюю структуру содержания деятельности специалиста легкой промышленности, которая должна находить отражение в содержании подготовки будущих специалистов. Важная роль отводится гуманитарным аспектам деятельности, которые представлены главным образом критериально-эстетическим и социально-коммуникативным элементами структуры содержания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка специалистов, содержание подготовки, гуманитарные смыслы, содержание специальности, легкая промышленность, эстетика.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УЧЕБНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 21-28)
А.В. БАРАННИКОВ, д.п.н., проф., член-корреспондент РАО, г.н.с., Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления».  (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье представлены подходы (формы, методы и виды работы) по организации активной учебно-познавательной и самообразовательной деятельности учащихся. Показывается, как можно выстраивать межличностное (межшкольное) образовательное взаимодействие в новых (изменившихся в последнее время) условиях распределенного и полиресурсного образования, когда школа перестала быть единственным и основным местом получения образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: активное учение, распределенное образование, обучающее окружение, полиресурсное и разнонаправленное образовательное пространство, самоорганизация и самообразование, формы и методы организации обучения, виды и приемы учебной работы.

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (С. 29-31)
Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в. н. с., Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются понятия «гражданская позиция», «гражданская идентичность», способы, методы, риски и проблемы их формирования у школьников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданская позиция, гражданская идентичность, воспитание и образование, проблемы и риски.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ (С. 32-34)
Г.З. СПЕКТОР, к.п.н., доцент кафедры средового дизайна, ФГБОУ ВО Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Россия, 125080, Москва, Воло¬ко¬лам¬ское шоссе, д. 9). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
В.К. ГОСПОДАРЕВА, ст. препод. кафедры промышленного дизайна, ФГБОУ ВО Московский государственный университет дизайна и технологии (Россия, 117997, Москва, ул. Садовническая, д. 33). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению «Дизайн», задачи, формы и значение научно-исследовательской работы в процессе профессиональной подготовки студентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательская работа, студенты, дизайн среды.

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ. ДИАГРАММЫ ЛАТИМЕРА (С. 35-38)
О.Б. ЧАЛОВА, к.х.н., доцент, с.н.с. кафедры общей и аналитической химии
А.М. СЫРКИН, к.х.н., проф. кафедры общей и аналитической химии, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены диаграммы Латимера, их составление и применение при изучении окислительно-восстановительных свойств элементов в курсе «Неорганическая химия». Приведены примеры контрольных заданий с использованием диаграмм Латимера.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диаграммы Латимера; окисление, восстановление, диспропорционирование; задания для контрольных и самостоятельных работ.

УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД (С. 39-43)
В.Е. ЦИБУЛЬНИКОВА, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. акад. РАО В.А. Сластёнина
ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, (Россия, ЦФО, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены нормативно-правовые основы управления сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации. В результате анализа нормативных документов автор выделяет ключевые аспекты правового регулирования управления сбережением здоровья учителя в контексте профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной организации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: охрана труда и здоровья педагога, условия педагогического труда, управление здоровьесбережением учителя.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ИЗ ИСТОРИИ НОБЕЛЕВСКОЙ НЕФТЯНОЙ КОРПОРАЦИИ (С. 44-47)
М.Н. НОВИКОВ, д.и.н., проф., в.н.с. Научной школы «Отечественная история», ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36).
АННОТАЦИЯ
В статье на основе привлечения и анализа новых и малоизвестных источников представлен опыт ведения цивилизованного бизнеса нашими предками, в частности социально-ориентированный бизнес семейства Нобелей. Рассмотрено развитие нефтяной промышленности России в конце XIX века, которое многие ее исследователи напрямую увязывают с основанием в 1879 году «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»), объединившего добычу, переработку, реализацию, а также многие технические разработки в данной отрасли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: братья Нобели, Людвиг Нобель, Бранобель, нефтепромышленники, заводы Нобеля в Баку.

РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (С. 48-52)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8).
АННОТАЦИЯ
В статье продолжено освещение особенностей развития дидактических систем в истории отечественной педагогической мысли, начатое в публикациях О.Г. Грохольской «Исторический экскурс развития дидактических систем», «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс». Обозначена важность всевозрастающей роли истории педагогики и образования как важнейшей методологической опоры успешных преобразований в образовательной сфере. Представлены примеры дидактических систем ученых-педагогов России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, воспитание, дидактика, система обучения, история, педагогический процесс, множественность дидактических систем, гармоничная личность, дидактический инструментарий.

АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ - РОСТ И МОНИТОРИНГ ХVIII-XXI ВЕКАХ (С. 53-58)
О.В. КИРИЛЛОВА, магистр кафедры общей и аналитической химии, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Г.Ю. КОЛЧИНА, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии, ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Ленина, д. 47а). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Н.В. ЖАРЕНИКОВА, врач-терапевт высшей категории
Н.В. ЛОПАТИНСКАЯ, врач-нефролог высшей категории
Ю.Е. ТУГОВА, к.м.н., врач-пульмонолог, зав. лечебно-диагностическим отделением, ФГБУ Объединенная больница с поликлиникой Управления делами президента Российской Федерации (Россия, 119285, Москва, Мичуринский пр., д. 6).
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье изложена история развития аллергологии в период ХVIII-XXI вв. Описаны значимые события, которые привели к формированию современного базиса знаний в данной области, и охарактеризованы наиболее любопытные направления современного этапа в этой дисциплине. Помимо открытий в собственно аллергологии рассмотрены основные достижения иммунологии, без чего трудно представить целостную картину исторического развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аллергия, иммунитет, история, антитела, аллергология, антигены, заболевание.

ХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ СВЧ
I. Возможности и перспективы использования микроволнового излучения (С. 59-68)
Э.А. ГЮЛЬМАЛИЕВ, аспирант
В.Ф. ТРЕТЬЯКОВ, д.т.н., проф., г.н.с.
Р.М. ТАЛЫШИНСКИЙ, д.х.н., в.н.с., Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН (ИНХС РАН) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 29).
В.П. БОРИСОВ, д.т.н., заместитель директора ФГБУН Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН). (Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д.14).
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Приведен исторический обзор развития технологии СВЧ, продемонстрированы основные достижения в использовании микроволнового излучения, ионного излучения в быту, науке и различных отраслях народного хозяйства. Проанализированы экономические и экологические перспективы развития СВЧ технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: микроволновое, ионное излучение, электроника, химия, катализ, экология.

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29