Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №4-2015

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №4 · 2015

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

НОВОСТИ (С. 5)

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР, НОВАТОР В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 6-8)

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 9-12)
И.М. Орешников, д.ф.н., проф. кафедры философии, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье характеризуется культурно-гуманистическая парадигма образования, показывается ее значение для подготовки инженерно-технических кадров, в том числе нефтегазового профиля. В связи с этим в ней излагаются вопросы о специфике инженерной профессии и инженерной деятельности, о сущности и структуре гуманитарной культуры личности, называются основные направления гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, даются рекомендации по усилению гуманизации
преподавания социально-гуманитарных и технических дисциплин в технических вузах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-гуманистическая парадигма, инженерно-техническое образование, гуманизм, гуманизация и гуманитаризация, дегуманизация образования, гуманитарная культура личности, культурный человек, инженерная профессия, инженерная деятельность, интеллигенция.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОЙ ЛОГИКИ: МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ (С. 13-16)
С.Ю. Черноглазкин, к.п.н., ст.н.с., E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
М.Г. Балыхин, к.э.н., доцент, проректор, ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, Москва, ул. Садовническая, д. 33).
Л.А. Пушина, к.фил.н., доцент ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1).
Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). ). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены возможности моделирования содержания подготовки специалистов в гуманитарном аспекте. На основании анализа литературных источников авторы формулируют признаки гуманитарного знания, воссоздание которых в содержании позволяет организовать его соответствующим образом. В качестве признаков авторы выделяют вербализацию содержания, его направленность на целостное видение адресатом изучаемых объектов, связь с социально-цивилизационными, мировоззренческими аспектами. Воссоздающее эти признаки содержание способствует формированию широты взглядов будущих специалистов, развитию их способностей к продуктивным социальным коммуникациям, становлению готовности к принятию многоплановых профессиональных решений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: специалист, деятельность, содержание подготовки, моделирование, методология, гуманитарное знание, признаки.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РИСКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (С. 17-21)
Г.П. Зернова, к.п.н., доцент, в.н.с., Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Е.П. Шевчук, к.п.н., ст. преп. кафедры педагогики, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», (Белоруссия, 224000, г. Брест, б-р Космонавтов, д. 31). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности восприятия произведений искусства учащимися старших классов и на основании этого выделяются профориентационные возможности предметов гуманитарного цикла, которые содействуют формированию профессионального самоопределения личности, а также выявляются педагогические риски. Необходимость акцентирования проблемы формирования нравственного и профессионального самоопределения личности появилась потому, что в настоящее время вопросы сохранения и совершенствования духовной культуры общества находятся в центре внимания. В связи с этим актуализируется потребность гуманизации образовательного процесса на основе ценностно-смыслового подхода;
обращение школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного потенциала личности. Предметы гуманитарного цикла выполняют прежде всего функцию нравственного совершенствования личности, способствуя раскрытию творческих способностей, в том числе и профессиональных. Методология исследования представлена гуманистической парадигмой и конкретизирующими ее антропологическим и феноменологическим подходами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентационные возможности предметов гуманитарного цикла, профессиональное самоопределение личности, педагогические риски, психолого-педагогические особенности восприятия произведений искусства.

КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (С. 22-26)
О.С. Абрамкин, начальник научно-образовательного отдела, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Cенатская площадь, д. 3). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Статья представляет результаты сравнительного анализа школьных учебных изданий по русской истории XVIII – начала XX века, являющихся одним из наиболее распространенных исторических источников и важных для понимания механизмов формирования национального исторического сознания. Обращение к анализу учебной исторической литературы позволяет более углубленно и всесторонне изучить проблемы, связанные с развитием отечественной культуры и науки XVIII – первой половины XX века, и такие дискуссионные вопросы, как становление и смена различных исторических концепций. При отборе учебников учитывался факт включения их в школьную программу, а также количество выдержанных изданий учебника. Для анализа использовалось 19 учебников, учебных пособий и руководств для начальных и старших курсов средних учебных заведений и начальных училищ. Все источники по учебной литературе были условно сгруппированы по двум концепциям – официально-государственной (патриотическая) и либеральной. В каждом издании была выделена доминирующая концепция, которая принималась за основную концепцию всего учебника. Проведенный анализ представил школьную историческую литературу в качестве ценного источника по формированию государственной политики в области представления исторической действительности и, что еще важнее – для создания государственной концепции русской истории.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история России, школьная литература по отечественной истории XVIII – начала XX столетия, идеология, государственная концепция русской истории, общественное историческое сознание, российское общество, государственная власть.

ПРОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (С. 27-30)
Г.С. Кригер, к.м.н., преп.
Р.Р. Ахметзянова, преп.
Н.В. Ринская, преп., ГАПОУ города Москвы Колледж предпринимательства № 11 (Россия, 125438, Москва, ул. Онежская, д. 3). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Психолого-педагогические подходы в работе профессиональных образовательных организаций, система и методы работы в них – все это в настоящее время динамично обновляется, требует постоянного поиска, корректировки в зависимости от микросреды, особенностей ситуации, запросов будущих работодателей выпускников колледжей. В данной статье обсуждается такая форма привлечения студентов к исследовательской работе, как проведение научно-практических студенческих конференций с использованием дистанционных интернет-технологий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная студенческая конференция, дистанционная форма обучения, интернет-технологии в образовании, медицинская оптика, оптометрия.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С. 31-33)
Е.Ю. Кудрявцева, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Н.В. Кергилова, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Г.Ю. Лизунова, к.ф.н., доцент кафедры психологии и социальной работы, Горно-Алтайский государственный университет (Россия, Республика Алтай, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыта актуальность проблемы сохранения и укрепления социально-психического здоровья студенческой молодежи в условиях модернизации современного образования, поскольку в студенческом возрасте человек обладает определенным психологическим здоровьем, но из-за пребывания в стрессогенной среде его организм претерпевает изменения, и как результат он может потерять четкость осознания личностью ценности своего здоровья. Раскрыта роль и потенциал вуза как института социального и психологического оздоровления студенческой молодежи с точки зрения различных аспектов образовательной среды, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении студента: учебная, научная деятельность, педагогическая практика, общественная и воспитательная работа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенческая молодежь, психологическое здоровье, модернизация образования, образовательная среда, социальное здоровье.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ЗАРОЖДЕНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ КВАНТОВОЙ ХИМИИ (С. 34-43)
Г.Ю. Колчина, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии, ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Ленина, д. 47а). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Н.Ч. Мовсум-заде, к.т.н., науч. сотр., Институт информационных технологий НАН Азербайджана (Азербайджан, AZ1141, г. Баку, ул. Б. Вахабадзе, д. 9).
А.Ю. Бахтина, аспирант кафедры аналитической химии
Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье представлено краткое изложение истории докомпьютерного периода квантовой химии начиная с времен открытия квантово-механического резонанса Вернером Гейзенбергом, захватывая работы таких великих ученых, как Вальтер Гейтлер, Владимир Александрович Фок, Дуглас Рэйнер Хартри, Джон Кларк Слейтера, Эрвин Шредингер, Роберт Малликен, Ганс Гельман, и компьютерного периода с именами выдающихся ученых: Яков Кивович Сыркин, Исаак Борухович Берсукер, Мирра Ефимовна Дяткина, Ральф Парр, Генри Шефер, Ричард Бартлетт, Пауль фон Ракуе Шлейер.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: квантовая химия, уравнение Шредингера, метод Хартри-Фока, квантово-химические программы, GAMESS, GAUSSIAN, ученые-химики.

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ АМЕРИКАНСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТОВ (С. 44-47)
Э.Э. Мамедъяров, магистр, Нью-Йоркский университет (США, Нью-Йорк)
Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В работе приводятся исторические факты зарождения нефтяного дела в Америке и Европе, а также представлены некоторые художественные произведения, появившиеся с началом морской добычи нефти на этих континентах. Представлены работы художников России, Азербайджана и США.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художники Америки и Европы, художники России, Азербайджана и США.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ (С. 48-51)
В.Н. Зенцов, д.т.н., проф.
М.М. Фаттахов, д.т.н., доцент, зав. кафедрой
К.В. Димов, аспирант, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Менделеева, 95). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены достижения в области разработки методов утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) в европейских странах и США. Представлены этапы формирования законодательства в рамках концепции охраны окружающей среды, основные направления политики в этой области. Показано распределение всех объемов отходов по методам их переработки, выявлены наиболее успешные решения по их утилизации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: захоронение отходов, рециклинг, твердые бытовые отходы, утилизация.

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА В 1940–1950-Х ГОДАХ (С. 52-53)
Р.Р. Хадимуллин, к.и.н., доцент
Е.А. Удалова, д.т.н., проф.
Э.Д. Хадимуллина, к.и.н., ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет. (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Представлены исторические предпосылки организации научных исследований молодежи Республики Башкортостан в форме студенческих научных обществ в конце 1940-х годов. Рассмотрены формы организации работы этих обществ, представлены направления и результаты их деятельности в 1950-х годах. Показано, что, несмотря на ряд трудностей и неудач в работе, активная деятельность студенческого научного общества в Башкирском государственном педагогическом институте способствовала повышению эффективности основного образовательного процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история высшего образования, научные исследования, студенчество, студенческое научное общество.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВОК В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (С. 54-56)
Н.Н. Стадничук, ст. преп.
В.В. Ямилова, студент, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 95). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены возможные пути решения проблемы сосуществования человека и автомобиля в современном городе. Представлены варианты проектирования и сооружения парковочных комплексов, в которых учтены экологические, экономические и эстетические требования к объектам городской инфраструктуры. Показаны возможности органичного взаимодействия зеленых насаждений с парковочными сооружениями, а также нестандартные пути расширения парковочных комплексов в вертикальном направлении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автомобиль, городская инфраструктура, парковка, проектирование, экопарковка.

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29