Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №1-2015

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №1 · 2015

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

РУССКОМУ ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ 170 ЛЕТ! (С. 3-6)

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

XIV ВЕК И РАННИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНТИНУУМЕ (С. 7-12)
Г.И. СИНКЕВИЧ, доцент Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, 190005, С.-Петербург, 2-я Красноармейская д. 4)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье представлено исследование по истории математики, в частности, выделены понятия, востребованные в математическом анализе и теории множеств XIX века, проанализирована эволюция понятий «континуум», «точка», «граница», «интенсивность», «измерение», начиная с XI века. Рассмотрены споры схоластов относительно природы континуума, изложены точки зрения У. Оккама, Р. Суисета, Т. Брадвардина, Н. Орема и Ж. Буридана.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история математики, континуум, Оккам, Суисет, Брадвардин, Орема, Буридан.

ПРОГНОЗ ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ НА КАМЧАТКЕ (ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 1955-2012 ГГ.). ЧАСТЬ I (С. 13-26)
В.В. ИВАНОВ, с.н.с., к.г.-м.н., Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Россия, 68306, г. Петропавловск-Камчатский, бульвар Пийпа, 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Представлены методы мониторинга и методики прогнозирования извержений вулканов на Камчатке, работа экспертных советов. В первой части статьи дана сводка успешных прогнозов за последние 57 лет (с 1955 по 2012 гг.). Подробно изложены обстоятельства, связанные с наиболее важными прогнозами. За эти годы Камчатской вулканологической станцией, Институтами вулканологии, вулканической геологии и геохимии, вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук было выдано 29 успешных прогнозов, в том числе среднесрочные прогнозы пароксизмальных извержений вулканов Безымянного и Шивелуча, эффектные краткосрочные прогнозы извержений Плоского Толбачика, Ключевского, Карымского и Шивелуча. Около двух десятков успешных прогнозов было выдано Камчатским филиалом Геофизической службы Российской академии наук.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вулканическое извержение, вулканическая опасность, прогноз извержений, вулканическое землетрясение.

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЭМУЛЬГАТОРОВ ПРИ ДОБЫЧЕ И ПОДГОТОВКЕ НЕФТЕЙ К ПЕРЕРАБОТКЕ (С. 27-34)
Х.Х. АХМАДОВА, д-р техн. наук, доцент Грозненский государственный нефтяной технический университет (Россия, 364902, г. Грозный, ул. А. Авторханова,14/53)
М.А. ТАКАЕВА, старший преподаватель Грозненский государственный нефтяной технический университет (Россия, 364902, г. Грозный, ул. А. Авторханова,14/53)
М.А. МУСАЕВА, старший преподаватель Грозненский государственный нефтяной технический университет (Россия, 364902, г. Грозный, ул. А. Авторханова,14/53)
А.М. СЫРКИН, канд. хим. наук, профессор Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В обзорной статье приведён анализ процесса становления, развития производства и применения химических реагентов-деэмульгаторов для обессоливания и обезвоживания нефтяных эмульсий, определены и рассмотрены основные этапы промышленного становления производства отечественных деэмульгаторов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефтяные эмульсии, реагенты-деэмульгаторы, обессоливание, обезвоживание, Грознефть.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ОСНОВНЫХ КРЕКИНГ-УСТАНОВОК ГРОЗНЕНСКИХ НПЗ (С. 35-37)
З.Ш. АБУБАКАРОВА, кандидат технических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет (Россия, 364905, г. Грозный, ул. Орджоникидзе,100).
АННОТАЦИЯ
В статье сопоставлены производительность, эффективность использования рабочей силы, энергозатраты и себестоимость продукции на первых грозненских крекинг-установках систем Дженкинса, Виккерса и Винклер-Коха.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: крекинг-установка, производительность, стоимость, капиталовложения, энергозатраты.

БАКИНСКАЯ НЕФТЬ — ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ФАКТЫ. КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX вв. (С. 38-42)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО, Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
Э.Р. БАБАЕВ, канд. хим. наук, Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики (Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062).
М.Г. СЕИДБЕЙЛИ, д-р ист. наук, Институт истории науки Национальной Академии наук Азербайджанской Республики (Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Наримановский проспект, 162).
П.Ш. МАМЕДОВА, д-р хим.наук, профессор, Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики (Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В работе рассматриваются исторические аспекты разработок месторождений углеводородного сырья на территории современного Азербайджана, начиная от первых упоминаний о «белой нефти» и до наших дней. Авторы представляют серию статей, где отражены события и факты зарождения и становления неф- тегазовой промышленности Азербайджана.
В работе представлена трудовая деятельность нефтяников и их достижения как на Апшероне и Каспии, так и регионах России и других стран. В серии статей будут представлены материалы по основным научным разработкам бакинских нефтяников в области технологии, поиска, бурения, добычи и переработки нефти в 40-60 гг. ХХ века.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: углеводородное сырьё, нефть, газ, техническое решение, добыча, переработка, нефтехимия, колодезная добыча нефти, ударное бурение, морские сваи, морские основания.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (С. 43-45)
В.П. БОРИСОВ, доктор технических наук, главный научный сотрудник Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Россия, 109012, Москва, Старопанский пер., д. 1/5)
М.Г. БАЛЫХИН, проректор по инновациям и развитию, Московский государственный университет дизайна и технологии (Россия, 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1)
Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО, Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассматривается развитие отечественной текстильной промышленности в период XVIII — начала ХХ веков в тесной связи с происходившими в России цивилизационными процессами — петровскими и последующими реформами в области образования и научно-технического развития, механизацией производственных процессов и появлением новых форм организации труда, вызванных промышленной революцией. Отмечены зависимость текстильной промышленности России от поставок зарубежного оборудования и сырья и, вместе с тем, постепенное освобождение передовых предприятий от этой зависимости, появление высшей школы и высококвалифицированных отечественных специалистов в данной области. Назван ряд российских текстильных предприятий, освоивших в данный период производство тканей, пользующихся спросом на мировом рынке, и по существу составивших конкуренцию признанным зарубежным фабрикам и комбинатам.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: текстильная промышленность, петровские реформы, научно-техническое развитие, текстильные мануфактуры.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (С. 46-52)
Е.И. САВЧУК, ГБОУ «Гимназия № 1551» (Россия, 125364, Москва, Свободы ул., д. 42, к. 2)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены особенности реализации инновационных процессов в современных образовательных учреждениях. Представлены различные типы образовательных систем. Раскрыты условия эффективной реализации инновационных процессов в практике современного образования, одним из которых является создание инновационной развивающей среды. Показаны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала, вовлечения учителей в инновационную деятельность в управленческой практике. Представлены перспективные направления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная среда, инновационные процессы в образовательном учреждении, образовательный комплекс, ин-формационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательное пространство гимназии, программа инновационного развития образовательной организации.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (С. 53-59)
А.К. БЫКОВ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  
Н.Д. ПЛЕЧЕВА, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Г.П. ЗЕРНОВА, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  
ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (129281,Россия, Москва, Староватутинский пр., 8)
АННОТАЦИЯ
Представлен анализ мониторингового исследования, проведенного региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области. Осуществленный мониторинг эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области имел своей целью выявление реального состояния функционирования этой системы, определения степени ее эффективности, прогнозирования перспектив ее дальнейшего развития с разработкой приоритетных мер. По результатам анализа определены основные направления в совершенствовании деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников общего образования Московской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: повышение квалификации, работник образования, мониторинг, Академия социального управления.

ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕВЕРА КАК РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (С. 60-65)
Е.В. МАЛЫШЕВА, канд. пед. наук, доцент кафедры этнокультурологии
И.Л. НАБОК, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этнокультурологии Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (Россия, 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 30) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Этнопедагогика Севера рассматривается как ресурс модернизации образования коренных малочисленных народов. Анализируются функции и роль этнопедагогики в развитии и модернизации образования коренных малочисленных народов. Даётся критический анализ ряда образовательных реформ и их влияния на состояние образования коренных малочисленных народов Севера. Рассматривается роль образования в формировании этнической идентичности и её гармонизации с идентичностью гражданской, анализируются основные принципы и модернизационный потенциал кочевого образования на Севере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогика, модернизация образования, коренные малочисленные народы Севера, межгенерационная преемственность, образовательные реформы, динамичность традиции, этническая идентичность, гражданская идентичность, этнорегиональная идентичность, кочевая школа

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29