Обложка журнала "История и педагогика естествознания" Выпуск №4-2014

Содержание номера "История и педагогика естествознания" №4 · 2014

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1976-1980 годы). ЧАСТЬ I (С. 3-9)
В.В. КАЛУГИН, кандидат биологических наук, доцент E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Десятая статья В.В. Калугина — продолжение историко-социального очерка об организации, планировании и координации научных исследований в СССР в 1976–1980 гг.* На основании проведенных исследований и детального анализа различных источников, автором сделаны конкретные выводы о значении наиболее важных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятых в десятой советской пятилетке в области планирования народного хозяйства, включая планирования науки и техники. Программно-целевой метод планирования юридически получил правовой статус государственного обязательного метода планирования народного хозяйства, включая планирование науки и техники. Необходимым условием ускорения научно-технического прогресса являлся планомерный перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, предприятий, НПО и других учреждений различных министерств на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике. В статье имеются три информативные таблицы (динамика за 25 и 45 лет): численность научных работников в СССР; количество научных учреждений; численность научных работников в СССР по различным отраслям наук.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: десятый пятилетний план СССР, социальная история науки, научно-технический комплекс, программно-целевой метод планирования, народное хозяйство СССР, планирование науки и техники, научные учреждения, научные работники, отрасли наук.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДНОСТАДИЙНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ДИВИНИЛА ИЗ ЭТАНОЛА (ОБЗОР) (С. 10-15)
А.М. ИЛОЛОВ, к.х.н., научн. сотр.
Р.М. ТАЛЫШИНСКИЙ, д.х.н., вед. научн. сотр.
В.Ф. ТРЕТЬЯКОВ, д.х.н., проф., гл. науч. сотр., Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева, РАН (119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 29). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Приведен исторический обзор развития одностадийного каталитического превращения этанола в дивинил с позиций кинетики и механизма процесса. Показаны основные проблемы в совершенствовании катализатора исходя из общей теоретически и экспериментально обоснованной кинетической модели, отражающей ключевые итоговые маршруты. Проанализировано влияние удельной поверхности на производительность по дивинилу и коксуемость катализатора. Выявлены две альтернативные каталитические композиции для промышленной реализации процесса получения дивинила из этанола: магнийкремниевая система (К-64) и цинкалюминиевая композиция (ЦАК-16). Намечены пути интенсификации одностадийного получения дивинила из этанола путем инициирования процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Лебедев, Ипатьев, дивинил, этанол, катализатор, синтетический каучук, инициатор, пероксид водорода

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС РАЗВИТИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (С. 16-25)
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Университет Российской академии образования (Россия, Москва, ул. Большая Полянка, д. 58). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Представлены основные типы организации обучения и акценты развития дидактических систем, выстроенных педагогами-исследователями зарубежных стран: дидактическая система Пифагора, дидактическая система Сократа, философско- дидактическая модель Аристотеля, дидактика Я.А. Коменского, дидактическая система Д. Локка, дидактическая система Ж.-Ж. Руссо. Статья открывает серию публикаций, в которой предоставляется возможность читателям ознакомиться с особенностями истории зарубежных и отечественных дидактических систем, а также с современной теорией и практикой обучения, с позиций расстановки приоритетов развития образовательного пространства сегодня.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования, социальная система, дидактическая система, история педагогики и образования, ученик, учитель, развитие, воспитание, нравственность, обученность, деятельность, содержание образования, цель обучения, формы обучения, методы обучения.

ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ХИМИЯ» (С. 26-28)
Ю.Г. БОРИСОВА, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
Н.Н. МИХАЙЛОВА, канд. техн. наук, доцент кафедры «Общая и аналитическая химия», Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
А.А. БОГОМАЗОВА, канд. хим. наук, доцент, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет» (Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, проспект Ленина 47а). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена балльно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов при изучении дисциплины «Химия» в техническом университете. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: балльно-рейтинговая система, учебная и внеучебная работа, рейтинг, образовательная программа, учебный модуль, рейтинг-план.

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА (С. 29-33)
С.В. ВОРОБЬЕВ, аспирант кафедры педагогики и психологии, Университет Российской академии образования (Россия, Москва, ул. Большая Полянка, д. 58)
АННОТАЦИЯ
Рассматривается необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся. Автором рассмотрено эффективное развитие интеллекта студентов при изучении предмета «Физика». Выделены этапы виртуального обучения на основе использования новых информационных технологий, при формировании алгоритмов умственной деятельности. Показано, что ситуационное обучение физических законов, основанное на использовании проблемно- ретроспективного подхода активизирует как индивидуальную исследовательскую работу студентов, так и творческую работу в группе, формирует интерес к истории науки и истории в целом, развивает наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи между явлениями и анализировать явления, формирует умение исследовать, в первую очередь физические явления, а на их основе понимать алгоритмы исследования других объектов, в том числе не относящихся к физике, а также актуализирует изучение специальных видов мыслительных операций (индукция, дедукция, анализ, синтез).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеллектуальные процессы, профессиональная подготовка, медицинский работник, моделирование, ситуативное обучение, деятельность профессионала, интеллект учащихся, виртуальное обучение, информационные технологии.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ КУРЯЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ (С. 34-37)
Д.М. ГАБИТОВА, кандидат медицинских наук ГБОУ ВПО «Башкирский Государственный медицинский университет». (Россия, 450000, Уфа, ул. Ленина, 3). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены основные образовательные мероприятия против табакокурения. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики. Показано, что только комплексное и системное применение соответствующих мер, включая образовательные, медицинские, экономические, законодательные и административные ресурсы даст существенный эффект по снижению распространения табакокурения среди населения. Об этом говорит, к примеру, опыт развитых западных стран, где благодаря масштабному, методическому наступлению на распространение табакокурения, достигли значимых результатов. В России на протяжении последних десятилетий расширяется сеть центров и школ здоровья для разных групп населения, разрабатываются здоровье сберегающие технологии для различных групп населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: табакокурение, образовательные мероприятия, центр здоровья.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОИЗВОДСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА (С. 38-42)
С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН, канд.пед.наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманитаризации технического образования в этнорегиональных образовательных системах ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье изложены основания концепции гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов для предприятий, действующих в условиях Севера. Определены тенденции социально-экономического и социокультурного развития промышленности, влияющие на содержание гуманитарно-ориентированной подготовки. Раскрыты стороны гуманитаризации подготовки, выраженные формированием представлений о жизни на Севере, готовности действовать в своеобразной культурной среде, вступать в контакты.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: северные территории, производство, будущие специалисты, подготовка, гуманитарная ориентация, учет социокультурной и социально-экономической обстановки, тренды развития, психологическая готовность будущего специалиста, экология и эстетика среды.

ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БИЛИНГВИЗМ — ДВУЯЗЫЧИЕ И БИКУЛЬТУРНОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯЗЫКОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ) (С. 43-48)
С.П. АНЗОРОВА, к.пед.н., ведущий научный сотрудник
А.И. МОМОТ, старший научный сотрудник Центр этнокультурной стратегии образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», (Россия, 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию основных исторических и современных аспектов функционирования билингвизма на примере языков Кабардино-Черкесской республики. На основе комплексного рассмотрения билингвизма с позиций и методов различных общественных наук (истории, философии, этносоциологии, лингвистики, юриспруденции и др.) проанализирован процесс становления и развития двуязычия и бикультуры с IV века до современности и предложена его периодизация, выявлены основные тенденции. Проанализировано применение научных юридических и других терминов, конституционных норм, сформулированы конкретные предложения, направленные на совершенствование и развитие билинг- визма, в том числе по правовому статусу и изучению российской культуры, государственного языка Российской Федерации — русского и родных языков народов России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: билингвизм, двуязычие, бикультурность, компетенция, нация, этнос, государственный язык, литература, лингвистика, народы России, языковая семья.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОЧЕВНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА) (С. 49-51)
А.Н. ТЕРЕХИНА, аспирант Институт этнологии и антропологии РАН (Россия, 119991 Москва, Ленинский проспект, 32 а). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема дошкольного образования для детей из кочевых семей на примере Ямало- Ненецкого автономного округа. В течение последних 20 лет в регионах Сибири открываются новые формы учебных заведений — кочевые школы и детские сады. Автор анализирует важность организации кочевой дошкольной подготовки в тундре.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольное образование, кочевые школы, Ямало- Ненецкий автономный округ, кочевники.

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2014 г. (С. 52)

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ

КОНТАКТЫ

Индекс: 119313
г. Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7(916)593-05-29